Изобразительное творчестводля детей

Аппликация Рысь — сюжетная игра

Считается, что игра – самое естественное и вообще основное занятие детей. При этом же ещё, занимаясь с детьми творчеством, изготовляя поделки, мы считаем, что наилучшее применение этим изделиям  тоже ИГРА!

Сделал- одушевил - и ,вперёд, -разыгрываем сюжет.

Однако тут не всё так просто. Много ли детей, действительно умеют играть? То есть ,нарисовать собачку, вырезать её и с этой фигуркой бегать по группе и лаять- это, пожалуй, уже кое-что…Но  в такой игре нет сюжета и через одну-две минуты, такой порыв угасает. Можно, конечно, ещё по-дружески напасть на бумажную  собачку соседа и порвать её в клочья.(От себя скажу: дети частенько разыгрывают драки, но ни разу не видала я чтобы они, например, изображали, что собачка виляет  хвостом или что-то обнюхивает, а ведь это обычное поведение собак.)

В детстве я всё время рисовала и лепила, но играть как-то  не пыталась. Когда мне лет в 7 подарили хорошую длинноволосую куклу, я вообще не знала что делать с этой красавицей. Кормить? Укладывать спать…учить с ней буквы? Всё это  не цепляло. Я понимала, что взрослые ждут  игры, но не умела распорядиться куклой: душа и сердце не давали подсказок. Я была единственным ребёнком в семье и не видела примера  ,как обращаться с малышом.

Во дворе мы играли в основном в домики: посудка, суп из одуванчиков, каша из песочницы…Если во двор выходили мальчики, им предлагалась роль папы  или  сына. Пацаны собственно не знали что делать, приходили «в домик», ужинали и, не зная куда применить себя, затевали драку. Вот, честное слово, всякие приготовления , суета с  посудой и водой из лужи для чая,  занимали почти всё время, потом,когда  пора было «играть», мы опешивали, поняв, что неясно, что бы это такое интересное делать теперь в качестве «игры» и дело быстро  глохло.

Я знаю  про  двух детей отлично придумывавших увлекательные игры: Том  Сойер и Алиса -в- Стране-Чудес.  Но оба эти ребёнка –вымышленные, их изобрели  взрослые, очень взрослые люди.

В жизни же получается,что детей надо учить сочинять и развивать  СЮЖЕТ игры.

А для этого нужно… нет-не проводить всякие дидактические игры в классе – это ИСКУССТВЕННО и детей этим не…обмануть. Когда воспитатели и учителя  таким специальным «голосом для детей» предлагают: «а давайте мы поиграем…», то ясно, что это то же обучение,  только  глазированное.

Играть надо ПРОСТО ТАК и при этом для собственного удовольствия  взрослых.  Тогда дети будут иметь представление о спонтанной и раскованной игре.

Ладно, про суть и подходы к игре мы ещё много будем говорить.

А сейчас перейдём к практике.

Допустим, мой ученик  выполнил раскраску  «Рысь» и какая-то она у него получилась на зависть когтистая. Для  прокорма рыси он заказал куропатку. Ладно. Раскрасил, вырезал.  Хорошенькие такие фигурки.

А я смотрю на его куропатку и вспоминаю: что-то я читала  про то ,как эти птички ночуют в сугробах, а утром выкапываются на свет божий.

Это уже сюжет!  Пацан разрешит мне играть его куропаткой и рысью: можно  позабавиться.В классе всё это заняло минут пять, я, конечно, ничего не фотографировала: я сочиняла и разыгрывала сюжет "Когтистая рысь и куропатка", и мне было не до «поэтапных» фотографий.

Но для вас я воспроизвела сюжет  по памяти. Сценой будет мой трудолюбивый виниловый диск-он отлично работает как фон для съёмных аппликаций из цветной бумаги.

Аппликация   куропатка

Итак. Зимний лес. Куропатка была несколько простовата. Она ела ягоды и сидела на ветке. Вот и все её дела. Однако к вечеру стало ясно, что  будет мороз. Куропатка  просто с ветки кинулась в пушистый сугроб и  оказалась в пуховой перине.

Очертя голову

КУропатка спряталась

Куропатка спряталась.

(Прячу куропатку под тонкий белый лист- она едва просвечивает).Тут является РРРЫСЬ!

Появление Рыси

Аппликация Рысь

Она чует, что здесь кто-то есть. Рысь принюхивается.(Просто наклоняю фигурку и начинаю сопеть носом. Детям забавно, как рысь  вынюхивает вверх тормашками).

Аппликация Рысь

Рысь принюхивается.

Куропатка в сугробе не дыша ждёт  чем всё это кончится. Так и не поняв где добыча,  рысь разворачивается и уходит

Рысь ретируется.

(поворачиваю фигурку обратной стороной- от разочарования у рыси, видать, и пятна поблёкли).

Ночь прошла спокойно, а утром, когда куропатка собралась выбраться наружу…-ой! Оказывается, сугроб покрылся настом. И она никак не может пробить корку льда.

Наст

На волю!

(Под сугробом устраиваю возню )…наконец куропатке удалось пробить себе ход. Но какой ценой!  Голова и сугроб в крови. Пока куропатка приходила в себя, на запах крови опять явилась Рысь.

Рысь.

Что делать?!-Куропатка опять нырнула в своё убежище.  Но рысь начинает  бешено царапать сугроб когтищами.

Рысь раскапывает сугроб

Пока она раскапывает, куропатка успела  юркнуть под сугробом и выскочить с другой стороны.  Тут бы ей и дать стрекача, но она, как мы уже говорили, была простовата: любопытство победило  страх, и вот куропатка с открытым ртом   таращится на бешено роющую сугроб рысь.

Рысь и куропатка.

Захватывающее зрелище!

А рыси  дело одной секунды выскочить и ухватить  простофилю:

Аппликация Рысью

Аппликация Рысь (и куропатка)

Занавес.

Куропатку и рысь мальчик подарил мне, и я дома всю эту рок-оперу показала  родным и близким.

Как вам моя история?

По ходу этих событий бумажная рысь изрядно потрепалась и её карьера закончилась. Однако история эта понравилась и моим ученикам и моей семье.

Так, а в чём  идея? Идея- сюжетная игра с использованием изготовленных детьми бумажных фигурок.

Автор статьи Марина Новикова.

Про Сюжетные аппликации-представления читайте ещё:

Сказка Слон и маленькая Свинка

Покормим птичку

 


Метки: , ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *