«Детское творчество» в условиях гиперопёки
Собралась я освоить искусство выжигания по дереву и отправилась в «Детский Мир». Пока бродила между стеллажами и рассматривала ассортимент товаров, призванных развлекать и развивать детей, у меня всё тяжелее становилось на душе.
Красивые досочки с нанесённым рисунком для выжигания, раскраски с чётким образцом того, что должно получиться, наборы для квилинга с приготовленным фоном с разметкой рисунка и нарезанной полосочками бумагой… И с каждой яркой упаковки производители криком кричат, что всё это несомненно пробудит в вашем ТАЛАНТЛИВОМ ребёнке реального гения, разовьёт его фантазию, креативность.
Как это, хотела бы я знать.
Если за ребёнка уже почти всё сделано, всё приготовлено так хорошо, что почти невозможно испортить - конечно, тут ситуация успеха практически гарантирована.
Приложив отнюдь не титанические усилия, ребёнок получит замечательную картину, аппликацию или скульптуру. Причём этот трафаретный шедевр теперь как бы считается изделием самого ребёнка, ситуация успеха, малыш гордо вешает эту нетленку на стену или преподносит родным и близким, или несёт в школу - на ВЫСТАВКУ! Хотя усилий приложено примерно пропорционально, как если сварить доширак. И сказать: я приготовила лапшу!
Мало того, что ребёнку внушается, что вот как он здорово рисует – лепит, настоящие шедевры творит. При этом гиперопёка такая, что нет никакого стимула обучиться в дальнейшем самому выполнять предварительные этапы - распилить доску, нанести рисунок (причём самому придумать сюжет и скомпоновать гармонично) и после этого выжигать. Красивые упаковки с заранее заданным рисунком и чёткой инструкцией о том, как должен выглядеть результат замечательно расслабляют творческие порывы и исключая их необходимость вообще. Такая гиперопёка взращивает в детях леность ума. Если на всех этих приспособлениях с полуфабрикатами написано, что они способствуют креативности и творческому развитию детей. Но стоит ли доверять?
Конечно, эта ситуация приводит к раздвоению самооценки детей. С одной стороны они знают, что создают потрясающей красоты произведения (типа… сами), с другой - знают, что дойди до дела, самостоятельно они не смогут изготовить что-то хоть отдалённо напоминающее эти их великолепные творения. Ребёнок имеет неоправданно высокую самооценку и… не имеет стимула оправдывать её реальным трудом. Замечу, что я говорю не о всех детях подряд, а о тех, чьи достижения зиждятся на купленных в магазинах наборах для юных талантов.
Эти "развивающие" затеи напоминают рекламу, в которой уверенный голос говорит: «Ваша киска любит Вискас». Даже при очень высокой наивности, человек быстро поймёт, что тут интерес продать дорогостоящий корм. То, что от вискасов у котиков возникают болезни, это другой, замалчиваемый вопрос.
А! Вспомнила! Негигиеничное определение: разжевать и в рот положить - вот точное описание принципа , лежащего в основе многих «наборов для детского творчества».
Занять детей, сделать так, чтобы они что-то мастерили, а не баловались, эти товары отлично могут, но стоит подумать чего больше плюсов или минусов в этих «развивающих» товарах.
Эту статью я начала писать летом, потом забросила - ну что я как аника-воин тут развоевалась.
Но вот учебный год начался, проблемы творчества детей встали остро.
И я продолжу ещё и в другом аспекте.
Вот я учу детей. Надо мне чтобы у малышей руки и глазомер развивались: к освоению письма как-никак готовимся. Дело серьёзное. Как развивать? А вот – раскраски, обводилки. Очень-очень полезное дело.
Опыт показывает, что дети настолько приучены, что на занятиях надо выполнять что им говорят, что даже если дать совершенно бессистемно расчёрканный лист и предложить обвести линии, то ученики безропотно обведут. Прикольно. Но я сама это не практикую (просто доводилось наблюдать такие «абстрактные» занятия).
Я всё-таки формалистка и хочу учить на примере конкретных форм. Тааак. Как известно, детям нравится тема «Цветы».
Обводилочку? - Извольте:
Узорчик самый что ни на есть обобщённо-растительный. Ни один живой цветок сроду так не выглядел.
Хм, а стоит ли забивать головы детей такими отвлечёнными и жизненно-неправдоподобными образами? Честно ли это?
Хотелось бы… жизни… реалистичности, естественности. Нетрудно. Нарисую такие обводилки:
Разлюли-малина. ЗА-ОБ-ВО-ДИСЬ! И, вроде, я тут честно поступаю - на каждом углу ратую за реализм и обводилки довольно правдоподобные. Сложные и красивые - дети просто в восторге будут.
А толку? Не в том ведь дело, чтобы самой перед собой выставлять себя правильной.
Толку, товарищи, на деле мало. Дети выполняют их - да, но механически. Сказать, что при этом в них воспитывается любовь к родной природе, так это полное самообольщение. Обводилка это обводилка, душу ребёнка она, увы, не затрагивает. Сложность и композиционная завершённость этих картинок полностью вытесняют ребёнка из творческого процесса. Уменья рисовать настоящие цветы как в жизни таким образом не получить - ФАКТ. Чтобы рисовать цветы и любить природу, надо рисовать настоящие цветы с натуры и наблюдать живую природу. То же и творчество. Чтобы дети творили, им нужно дать свободу творить, а не гору шаблонов-трафаретов с заботливо подобранными колерами.
Всё это я к чему клоню? А к тому, что, радостно впаривая детям красивые шаблончики, не стоит обманывать себя, что будто это развивает в детях творчество. Механические навыки тренируются, но понятия-то не будем подменять, творчество и эта модная нынче «креативность», конечно, подавляются. Так и будем называть вещи своими именами и отдавать себе отчёт в том, что мы на самом деле делаем. Когда мне будет нужно развивать у детей твёрдость и уверенность руки, я буду давать им такие обводилки, но буду знать и об обратной стороне моих благих намерений.
Своими соображениями о существующих тенденциях в области развития талантливости и творчества детей с вами поделилась Марина Новикова.
Метки: детское творчество
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
Здравствуйте. Только вчера в магазине посмотрела творческий набор для рисования. Посмотрела и назад положила, потому что набор состоит из трафаретов, которые ребенок должен обводить и закрашивать. Какое же это творчество?
ДА!!! Именно. У меня своих малышей нет,но я вчуже ужасаюсь современным подходам к развитию творчества и ОЧЕНЬ рада,что у меня есть единомышленники!