Изобразительное творчестводля детей

Как я проводила занятия по теме «Модель утки из бумаги»

 Модель утки

Объёмная модель утки

Недавно на нашем блоге  была опубликована статья как сделать утку из бумаги. Модель описана объёмная и на вид весьма убедительная, в статье есть фотографии и пошаговое руководство как изготовить. Я сама таких уток наловчилась делать чуть ли не с закрытыми глазами. Но пора было выяснить как мои нынешние ученики справятся с задачей изготовить модель уточки, которая бы не лежала плоско  на столе, а стояла вертикально и сохраняла устойчивость.

Сейчас я  хочу рассказать вам о результатах. Первое занятие было в первом классе. Я пришла ещё во время перемены и поставила хорошую крупную модель уточки на стол. Дети мигом всё поняли, стали рассматривать её и восхищаться. Звонок. Я утку убираю и говорю: сделайте уточку. Дети мило улыбаются и сидят благонравно сложив ручки: они ждут, когда я буду объяснять и показывать. Я повторяю: ребята, сделайте, пожалуйста, уточку. Они отвечают: мы не знаем КАК. Так думайте, говорю, время есть - бумаги полно, экспериментируйте. Никто и бровью не повёл.

Я не говорила, что  утка должна быть такая, как та, что я принесла. Однако то,что я уже успела показать некий образец,  отбило у детей всякую готовность думать. Они понимали, что не знают, как изготовить эту модель со сложными сгибами  и со спокойной уверенностью ждали, что учительница сейчас им покажет и подробно расскажет весь ход изготовления. Я их прошу: а сами подумайте, но дети не хотят (а может быть не могут). Минуты две  я ждала, что кто-нибудь решится  действовать, а дети спокойно  сидели и  ждали, когда я наконец буду делать то, что положено делать училке - УЧИТЬ.

Ладно. Нарисовала схему выкройки и стала показывать способ сгибания. Кстати! Один первоклассник сам догадался, как сгибать шею и хвостик. Утка  у него получилась мятая-перемятая, но сгибы были сделаны самостоятельно! Остальные дети дисциплинированно сидели, сложа руки, и ждали своей очереди, когда я подойду и  покажу(сгиб сложный, показ всему классу мало что дал, нужны были индивидуальные консультации). Итак уточки были сделаны. Все, конечно, однотипные. Цель была достигнута. Впрочем, не факт, совершенно не факт, что дети действительно поняли и запомнили, как сгибать бумагу, чтобы получилась модель с поднятой головой. Тут, наверно, нужно повторить раз за разом, может десять или двадцать моделей так сделать, тогда дети усвоят. Вобщем, выхожу с урока и думаю: а нужно?  Этот характерный для оригами способ сгибания  бумаги, нужно ли мне  добиваться, чтобы дети его  усвоили?

Вечером у меня  было занятие в логопедической группе детского сада. Шестилетки. Прихожу, издали мельком показываю уточку и говорю: как выглядит уточка вы знаете, я вас прошу придумать способ, как сделать уточку из бумаги, чтобы она не падала, а стояла.

Раздала ученикам бумагу и смотрю, как действовать будут. Образец они не рассмотрели - я просто провела уточкой по столу - имитируя, что она плывёт секунд пять и убрала. Дети только и  увидели, что утка объёмная. В группе 12 человек. Восемь не сделали попытки даже прикоснуться к бумаге. Четверо взялись  вырезать и клеить, из них трое сделали устойчивых уточек. Тем, кто сразу не делал попыток выполнить это задание, я дала раскраски, и они с энтузиазмом занялись знакомым делом - раскрашивали. Ну, правда, моделирование - дело замечательное, творческие способности развивает – только в путь, но дети не обязаны хотеть этого для себя. Значит, надо предоставлять выбор.

Утка из бумаги

Если  идея взяться ломать голову над тем, как установить утку стоя, заинтересовывает человека - хорошо, но если нет ему дела до утки и до проблем моделирования, то , возможно, настойчиво мотивировать и  добиваться не стоит. Пусть займутся плановым развитием рук - раскраски тоже очень полезны. Кстати, о похвалах. Как мы все хотим похвалы. И какой это тонкий и травмоопасный инструмент!  Я не стала пылко превозносить тех детей, которые решили  напрячь мозги и придумывали  свои способы  сделать утку, но видно же было, что я очень рада. Когда их уточки так или иначе были установлены, я сказала: ХОРОШО!

И что? Дети стали подходить и спрашивать: я - молодец?

- Да.

И они, получив подтверждение, побежали к остальным, сидевшим с раскрасками и закричали: нас Марина Юрьевна похвалила! А вас…?

Таак. Теперь мне - что? - разъяснять, что все тут молодцы и никто никого не молодчее?

Назавтра прихожу в третий класс, рассказываю им, как у меня получилось с моделью утки у детсадовцев и у первоклассников. То есть, я  впрямую рассказала ученикам о своих педагогических метаниях и сомнениях. Народ меня выслушал с живейшим интересом, и  на вопрос – как они настроены - придумают ли они свою модель утки, ответили дружно, что ДА! И поголовно все сделали  модели утки. От себя скажу, что многие воспользовались находками, подсмотренными у соседей по парте, господствующей  идеей было склеить две  симметричные половины и по  низу брюшка сделать подставку. Или сделать распорками лапы. Сами фигурки у всех были плоские, объёма никто придать не попытался. Я опять же сказала: ХОРОШО! И подумала: а вот поглядим, когда будем делать другие модели, сумеете ли вы, дорогие мои ученики, отрешиться от этой плоскостной схемы? Ну, это время покажет.

Модель утки

Плоско-устойчивая модель утки

Забегая в будущее скажу, что не зря я задавалась этим вопросом: когда на следующем занятии я этому классу предложила сделать модель гриба. Я хотела знать как дети придумают соединить цилиндр с конусом, ан не тут-то было - все сделали плоский контур гриба, укреплённый на подставочке(а когда я намекнула, что можно и иначе, чрезвычайно удивились).

Пока же я с большим пакетом плоско-устойчивых уток пошла во второй класс, и ничего не показывая, просто потрясла пакетом и спросила: а вы сделаете устойчивую утку? Руки подняли двое.

Объёмная модель утки

 Модель утки

Остальные захотели раскраску. Ладно, кому ведь что. Занятие прошло прекрасно. Те, кто работал с раскрасками, нарисовали замечательные звёзды(раскраску «Звезда» я ещё опишу), двое моделистов  тоже справились на-ура. Второклассник  придумал настолько неожиданное и оригинальное решение, утка его была столь…безумна, что я очень позавидовала такой непредвзятости мышления. И в который раз поздравила себя ,что не стала навязывать детям  мой образец, и все эти сложносочинённые сгибы: НИ ОДНА из ВСЕХ придуманных детьми моделей даже отдалённо не  походила на оригами.  Дети стремились к обтекаемым формам и минимуму сгибов. Так-то.

Утка из бумаги

И тут я сделала промах: после звонка попросила учительницу второклассников поставить пятёрки двум юным моделистам. Я «оплатила»  бескорыстный творческий порыв. И создала прецедент. Такие дела. Постоянно приходится делать выбор, а когда он сделан, то от всех остальных вариантов  решения мы вынуждены отказаться. Я могла и не поощрять этих детей. Кто его знает - было бы это лучше или хуже.

Такой вот педагогический опыт. Один из многих и многих.

Об опыте проведения  занятий по теме Утка из бумаги рассказала Марина Новикова.

Ещё читайте

Вступительное занятие по лепке

Лепка из цветного или одноцветного пластилина

 


Метки: , ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *