Лепка из пластилина: какой выберем — разноцветный или в один цвет?
Здравствуйте, товарищи читатели блога Handykids.ru!
Раз вы читаете статью «Лепка из пластилина», то, скорее всего вы либо уже имеете опыт проведения занятий лепкой, либо собираетесь этим заняться. Поэтому я и хочу поделиться опытом и, надеюсь, получить советы.
Казалось бы для детей лепка (из пластилина, теста… глины)- просто самое то. Лепи и развивай мускулы, всякие навыки и вообще творчество. Но сейчас я лепку провожу только на индивидуальных занятиях. Да, лепка с одним или двумя детьми, это совсем не то ,что с классом. Истина старая, но истинная.
Сама о себе я помню, что всё детство лепила. Пластилина у меня было - завались. Правда, весь смешанный - серо-буро-малиновый. Я привыкла цветовому решению изделий не придавать значения и, когда пошла в Художественную школу, огромные чёрно-бурые глыбы тамошнего пластилина приняла как родные - всё правильно: пластилина должно быть много и цвет его НЕ ДОЛЖЕН отвлекать от основного замысла. Скульптуры мы там лепили сантиметров наверно 25-30(глиняные крупнее, но о глине речь пойдёт в отдельной статье).
Когда, став учительницей, я начала сама вести лепку (давно… ещё в прошлом тысячелетии), я сразу столкнулась с тем, что из брусочков в обычных пластилиновых наборов вообще ничего путного не слепишь.
Скульптурки получаются чрезвычайно мелкими. А лепить разноцветные изделия я считала - не наша задача. Будучи убеждённой и ярой формалисткой и последовательницей реализма в искусстве, я не могу примириться с тем, что гармония форм приносится в жертву довольно посредственной декоративности. Разноцветные фигурки из пластилина могут быть забавны, оригинальны, но не видала я, чтобы это были скульптуры.
Это, понимаете, скорее сувенирчики, а не творческие работы передающие форму, движение, пропорции, сюжет!…За разноцветностью и стремлением не смешать цвета все эти цели «сворачивают в сторону свой путь, теряя имя действия», как говорил Гамлет. Лепка из цветного пластилина скорее напоминает конструирование, типа как из Лего. Упрощённо-схематические изделия, предназначенные(как вариант) для последующей разборки на составляющие детали по цвету.
Итак, вернусь в прошлое - начиная вести лепку из пластилина, я… сделала рискованный финт: предложила ученикам обобществить их пластилин. Родители тоже согласились, и вот - из всех ученических коробочек кусочки разложили в кучи по цветам, смяли их в одноцветные глыбы, а их разделили уже на приличные порции для работы. То есть каждый ученик получил вместо своих десяти маленьких разноцветных брусков, одноцветный кусок, величиной с кулак… Ладно, сравнение не очень - величиной с апельсин. Вот с такими порциями и работали. Этот подход к работе мне нравился: были заметные результаты.
Но через несколько лет у новых поколений учеников с ростом благосостояния родителей, качество пластилина стало разным. У кого-то «неприлипающий», у кого-то флюоресцентные цвета. Тут уж, товарищи не до построения коммунизма: каждому ученику свой наборчик ближе к телу. Замечу, что и пластилина в наборах стало меньше. На смену брускам величиной со Сниккерс пришли кусочки не больше пастилы. Некоторые наборы вообще можно принять за восковые мелки. И, в целом, заметна тенденция в обучении лепке - скульптура подменяется лепкой поделочек. Дети приходят, как бы это сформулировать - морально не готовые к реалистическому творчеству.
Как-то в начале года в первом классе я попросила детей принести какие-нибудь пластилиновые изделия. Они принесли - тут выше по тексту есть фотографии того урожая. Тут я, значит, спрашиваю: любят ли они лепку из пластилина.
- ДАААА!!!!
А куда потом они применяют изделия?... Пауза. (Вообще-то они думали, что я заберу себе их поделки, сфотографирую и … как-то потом поступлю с пластилином. Многие ХОТЕЛИ отдать мне этот недешёвый пластилин насовсем! Но я не взяла, а вместо того стала задавать неудобные вопросы).
Дети объясняют, что «потом» фигурки можно разобрать. Да, соглашаюсь я, но детали пачкаются, пластилин уже не такой чистенький и красивый. Дети полностью согласны и говорят, что разбирать не любят. Лучше… ПОСТАВИТЬ НА ПОЛКУ. Хммм. Дети, а вы сами пыль-то со своих скульптур стираете, на этой полке?(Пластилин – материал очень электростатический и пыль притягивает значительно сильнее, чем,например, мебель. Я свои запасы пластилина храню в плотно закрытой коробке.)
И тут дети вносят гениальное предложение: пластилиновые поделки можно ПОДАРИТЬ БАБУШКЕ. И - ПУСТЬ ОНА СТИРАЕТ ПЫЛЬ. По ходу этой беседы я вспомнила, как однажды во время общегородской педагогической конференции нам показывали номера - танцы, песни, а в заключение дети всем подарили сувениры. Мне достался пластилиновый цветок (с картонными вставками, с бисером и блёстками... вобщем, безумно роскошное нечто). Я сидела и думала куда девать этот плавившийся в руках оранжево-зелёный дар. Положить в сумку? Нет! - Жирные пятна на паспорте мне не нужны. В карман… тоже незачем. Вобщем, тихо положила на подоконник и удрала. Так что точно вам скажу - для памятных сувениров пластилин не подходит.
Глава вторая.
А вот лепка СКУЛЬПТУР из пластилина - это замечательно! Вот, например - на индивидуальных занятиях третьеклассник слепил брахиозавра(я сначала слепила сама, написала статью, а затем проверила, как с таким заданием справляются дети).
Илья справился с честью! Причём, на волне вдохновения, по своему почину слепил тираннозавра, и далее был разыгран сюжет: Тиранозавр вообразил, что сможет заесть гиганта, покусал его, но получил хвостом по башке ,одумался и ретировался.
Положительные моменты: третьеклассник самостоятельно слепил большущие фигуры по образцу затем сочиняли сюжет и разыгрывали меняя позы героев. К тому же - всё это было увековечено на фотографиях, теперь лепка из пластилина украшает наш сайт, но никакой такой пыли на полках во всемирной сети.
Про лепку я ещё буду писать -
Метки: детские поделки, лепка животных, поделки из пластилина
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки