Обучаем детей вырезать по усложнённому контуру
Сегодня будем обсуждать сложности, возникающие у детей при вырезании по контуру.
Когда начинается учебный год, знакомишься с новыми наборами пяти - шестилетних учеников, смотришь, конечно, что они уже умеют делать, на что нужно будет обратить особое внимание.
В этом году сразу очень остро встала проблема, которую я бы назвала «вырезание с пониманием». Вырезать по простому и сложному контуру мы , разумеется, детей учим. Но дело не только в ручной умелости и навыках правильного обращения с ножницами. Допустим, предлагаем ученикам вырезать из бумаги какую-то осмысленную фигуру. Например, собачку, листок дерева, кувшин с ручкой. И что же? Зачастую получается так, что ребята увлекаются и разрезают по всем линиям, которые имеются на изображении. Например, «листик» по средней жилке.(Как это бывает и как "лечить" читайте ЗДЕСЬ).
Надо полагать дело в том, что ученик зачастую в процессе вырезания просто теряет понимание конечной цели, и сосредоточивается на самом действии. Как в притче: чё там думать, резать надо! Чтобы такого не происходило, можно действовать разными способами. Либо не давать задания, где могут быть ошибки -и всё будет гарантированно о-кей. Либо пробуждать в учениках осознанность, не рассчитывать, что с годами сами поймут и не оставлять дело на самотёк.
Я предпочитаю действовать.
Вот чем займёмся для начала. Сравните приведенные здесь фигурки для вырезания. Первая курочка , так сказать, монолитная, а вторая разделена на детали. Давайте сначала предложим ученикам раскрасить фигурки (это привычное действие и к тому же ценность фигурки в глазах ребёнка повысится). Раскрашиванию в детских садах учат и это дети, обычно, выполняют успешно. Пора вырезать. С первой сплошной фигуркой никто не затруднится. Что же касается второй, здесь возникает огромный простор для возможных ошибок: если вся курочка вырезана правильно, но при этом отрезан всего лишь гребешок, то ВСЁ - фатальная ошибка(это исправимо, но факт,что ошибка сделана).
Поэтому сделаем так: сначала из чисто психологических соображений проведём беседу, спросим детей зачем это, по их мнению, столько линий на рисунке и лишние ли они? Особенно насчёт зверушек. Ну почему это две лапки так отчёркнуты у щеночка?
Для надёжности стоит попросить обвести пальцем контур будущего разреза. Главное, не показывать НЕПРАВИЛЬНЫЙ способ, так как он ведь может запомниться, вероятнее всего, именно так и будет. Однако и это еще не все: слово не дело, и порой даже показав всё как надо, ребенок вполне может разрезать затем неправильно ( снова происходит переключение внимания с цели на механический процесс). Тогда, если ученик раз за разом режет фигурки «насмерть», есть ещё способ: предложим обвести нужную линию разреза ярким карандашом. Со временем нужда в этих приёмах отпадёт: осознанность повысится. Тогда давайте ученикам вырезать нераскрашенные фигурки:это усложняет задачу,ведь ребёнок ещё ,так сказать, не освоился,не привык к рисунку и будет выбирать направление разреза по первому впечатлению.
Ещё, товарищи, коллеги и единомышленники, хочу призвать: даже если ученики здесь и сейчас всё поняли, будем такие упражнения повторять периодически, например - раз в неделю течение всего года чередуя простые и разделённые на детали фигурки. Тогда за результат можно будет поручиться.
Тема эта сложная и мы ей посвятим ещё несколько статей.
Соображениями насчёт того,как воспитывать в учениках осознанность и понимание смысла действий с вами поделились Handykids.ru
Читайте ещё по теме:
Вырезание по очень сложному контуру
Метки: вырезание из бумаги, осознанность, развивающие раскраски
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки