Изобразительное творчестводля детей

Обучаем детей вырезать по усложнённому контуру

  Вырезаем по сложному контуруСегодня   будем обсуждать  сложности, возникающие у детей при вырезании по контуру.

Когда начинается  учебный  год, знакомишься с новыми наборами пяти - шестилетних учеников, смотришь, конечно, что они уже умеют делать, на что нужно будет обратить  особое внимание.

В этом году сразу  очень остро встала проблема, которую я бы назвала «вырезание с пониманием».    Вырезать по простому и сложному контуру мы , разумеется, детей учим. Но дело не только в ручной умелости и навыках правильного обращения с ножницами.  Допустим, предлагаем ученикам вырезать  из бумаги какую-то осмысленную фигуру.  Например, собачку, листок дерева, кувшин с ручкой.  И что же? Зачастую получается так, что ребята увлекаются и   разрезают по  всем линиям, которые имеются на изображении. Например, «листик» по средней жилке.(Как это бывает и как "лечить" читайте ЗДЕСЬ).

Надо полагать дело в том, что ученик зачастую в процессе вырезания просто теряет понимание конечной цели, и сосредоточивается на самом действии. Как в притче: чё там думать, резать надо! Чтобы такого не происходило, можно действовать разными способами. Либо не давать  задания, где могут быть ошибки  -и всё будет гарантированно о-кей. Либо пробуждать в учениках осознанность, не рассчитывать, что с годами сами поймут и не оставлять дело на самотёк.

Я предпочитаю действовать.

  Контур для вырезания

  Вырезаем фигуру по контуруВот чем займёмся  для начала.  Сравните приведенные здесь фигурки для вырезания. Первая курочка , так сказать, монолитная, а вторая разделена на детали.  Давайте сначала предложим ученикам раскрасить фигурки (это привычное действие и к тому же  ценность фигурки в глазах ребёнка повысится).  Раскрашиванию в детских садах учат и  это дети, обычно, выполняют успешно. Пора вырезать. С первой сплошной фигуркой  никто не затруднится.   Что же касается второй, здесь возникает  огромный  простор для возможных ошибок: если  вся курочка  вырезана правильно, но при этом отрезан  всего лишь гребешок, то ВСЁ - фатальная ошибка(это исправимо, но факт,что ошибка сделана).

  Рисунок для вырезания

 

Поэтому сделаем так: сначала из чисто психологических соображений проведём беседу, спросим детей зачем это, по их мнению, столько линий на  рисунке и лишние ли они?  Особенно насчёт зверушек. Ну почему это две лапки  так отчёркнуты у щеночка?

Для надёжности   стоит попросить обвести пальцем контур будущего разреза. Главное, не показывать   НЕПРАВИЛЬНЫЙ  способ, так как он ведь может запомниться, вероятнее всего, именно так и будет. Однако и это еще не все: слово не дело, и порой даже показав всё как надо, ребенок вполне может разрезать затем неправильно ( снова происходит переключение внимания  с цели  на  механический  процесс). Тогда, если ученик раз за разом режет фигурки «насмерть»,  есть ещё способ: предложим обвести нужную линию разреза ярким карандашом.  Со временем нужда в этих приёмах отпадёт: осознанность повысится.   Тогда давайте ученикам вырезать нераскрашенные фигурки:это усложняет  задачу,ведь ребёнок ещё ,так сказать, не освоился,не привык к рисунку и будет  выбирать направление разреза  по первому впечатлению.

Ещё, товарищи, коллеги и единомышленники, хочу призвать: даже если  ученики здесь и сейчас  всё поняли, будем  такие упражнения повторять периодически, например - раз в неделю  течение всего года чередуя простые и разделённые на детали  фигурки. Тогда за результат можно будет  поручиться.

Тема эта  сложная и мы ей посвятим ещё несколько статей.  Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -"Изо" и "ручной труд" для детей по почте]

Соображениями насчёт того,как воспитывать в учениках осознанность и  понимание смысла действий с вами поделились  Handykids.ru

Читайте ещё по теме:

Вырезание по очень сложному контуру

Прорезание отверстий в бумаге

 


Метки: , ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *