Про конкурсы детских рисунков по космической тематике
Почти ежегодно среди тем конкурсов детского творчества бывают и связанные с освоением космоса. В этом году мы отмечаем восьмидесятилетие Юрия Гагарина, так что космическая тема особенно актуальна.
Итак, предложены темы «Космос» и «Космическое путешествие». К участию приглашаются дети 5-15 лет. Про 15 летних ничего не скажу: я учу детей 5-10 лет.
В моём детстве ещё было довольно распространено представление, что мальчишки в большинстве мечтают стать космонавтами. А девочки - врачами или учительницами. Я сама мечтала стать училкой рисованьки и вот стала… так что могу поверить, что мои сверстники и впрямь мечтали о путешествиях на дальние планеты и триумфальных возвращениях на родную Землю. Но дело это давнее.
Нынче акценты явно сместились. У меня общее впечатление, что мечтать дети стали значительно меньше. И не о романтике. Иными словами - «Космическое путешествие» для современных детей, скорее всего, будет просто навязанной темой очередного занятия по изо. Придя к ним с таким сообщением, что будем рисовать космос, я отнюдь не исполню их сокровенную мечту.
Иногда дети приносят мне картинки не к конкурсам или по теме занятий, а нарисованные просто так - похвалиться. С трёх раз угадайте, что рисуют дети по собственному почину...
Избушка с трубой и дымом, ёлочка, солнышко. Принцесса на лугу с цветами. И просто срисованные из книжек монстры, автомобили, зайчики, котики.
Но, может, я слишком пессимистически настроена? Если мне никто космических картинок не приносил, то это ещё ничего не значит. Хватит рассуждать, пошли к детям!
Темы «Космос» у меня в программе нет, подробно рассказывать ученикам о строении вселенной я не готова. Прихожу и говорю: перед основной темой занятия короткая разминка - нарисуйте Космос.
Опыт показал, что, если просто сообщить тему и дать бумагу, то рисунки детей будут не просто однообразны, они будут практически одинаковы и у пятилеток и у десятилеток - стандартная картинка.
Она мне чётко напоминает иллюстрацию из популярного детского атласа по природоведению.
Так, а чего хотеть-то - дети НЕ ВИДАЛИ космос. Они начисто не имеют опыта наблюдения космоса. А фантазировать на пустом месте очень трудно.
Значит, что? Делать ставку на детское воображение и энтузиазм никак не получится. Сами по себе дети НЕ В ТЕМЕ. И уповать на то, что из картинок моих трехсот учеников можно будет выбрать такие, чтобы на конкурс послать, не приходится. А поучаствовать в конкурсе стоило бы.
Я сама ценю только сюжетные картинки, чтобы герои действовали, находились в движении, чтобы интрига была!
Есть у меня талантливый ученик, я занимаюсь с ним индивидуально. Посмотрим, как дела пойдут у умницы-третьеклассника.
С ним обсудили тему и договорились, что картинка будет изображать, как космонавты в кабине смотрят через иллюминатор на панораму иной планеты: горы, долины, резвятся аборигены. Мальчик начинает рисовать, я смотрю и на ус мотаю. Но…я прямо чётко вижу - он просто не знает, как одеть космонавтов. Например, неясно, носят ли они скафандры находясь внутри звездолёта и нужны ли трубки воздуховодов…и вообще,что там на скафандрах ещё есть, и чем заполнить пустоты в кабине космолёта. Да. Что рисовать? Датчики? Экраны? Приборы с шкалой и стрелками…провода?
Пока он трудился над эскизом, я вспомнила сюжет из Камеди-Клаб. На сцене двое, один рисует длинный прямоугольник, второй спрашивает: что это?
- Синхрофазотрон!
- ЧТО???!!! Где ты видел ТАКОЙ синхрофазотрон?
- А где ты видел НЕ ТАКОЙ синхрофазотрон!!!
Всё правильно. Вот мой ученик рисует то, сам не знает что. Эскиз так или иначе создан. Но ведь картинка для конкурса должна быть А3. На большом формате проблемы с технической стороной оснащения возрастут!
Надо искать выход.
Прихожу домой, скачиваю из интернета множество фотографий космонавтов и пультов управления космическим кораблём (нигде, кстати, никаких иллюминаторов, видеокамеры, а не круглые окна в широкий мир). Заодно сама поучилась рисовать человека в скафандре. (Мне не понравилось - движение и пропорции передать трудно, а множество приборов имеют непонятное назначение, мои попытки их скопировать имели профанационный характер). Вобщем, перерисовала, как получилось.
Вот картинка,где я чёрным обозначила просто фигуру, а красным показала то, что я вижу, но смысла и формы деталей не понимаю.
Теперь посмотрю, насколько я смогу проконсультировать юного художника, когда он будет рисовать (нашу) конкурсную картинку.
Свои изыскания по космической тематике я вам покажу в следующей статье - может кому-то тоже пригодится мой опыт для совершения своих «Космических путешествий».
Автор статьи - Марина Новикова.
Читайте ещё:
Метки: детские творческие конкурсы
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки