Изобразительное творчестводля детей

Вступительное занятие по лепке во втором классе

Здравствуйте, товарищи!

Сегодня я провела первое(вступительное) занятие по лепке из пластилина  во втором классе. И сейчас хочу поделиться некоторыми впечатлениями.

Вообще лепке я  учила очень давно и, честно сказать, недолго. И к тому же с детьми 5-6 лет.

Для развития рук этот вид деятельности просто клад-то что надо. Задействованы обе руки, работа в объёме, не на плоскости. Работают все пальцы и тренируются различные сложные  движения. Мечта!

Но вела я эту замечательную лепку года три и отказалась. Меня (не знаю какое слово применить)…меня убивало то, что изделия нужно было ломать. Дети лепят  чашки-миски…зайчиков, радостно выставляют – смотрите все! А потом я во время тихого часа прихожу и сминаю их  работы из пластилина в  ровные  бруски. Особой  такой  ценности  в их  скульптурах вообще-то не было: детские поделки , но, если мять  их одну за другой, уничтожать зайцев, лисичек, драконов, то это достаёт до депрессии.  Эта  операция меня деморализовала.

Так, а в чём проблема? - пусть дети сами мнут свои изделия! – вы ведь так не скажете?

Встать перед группой(классом)и сказать: вы слепили зайчиков, хорошо, отличные  зайцы. Сомните их теперь, -у меня язык не поворачивался. Внушить детям понимание ценности их труда, их работы  очень сложно, чрезвычайно трудно донести  до их сознания идею того, что работа (любая работа,в том числе и работа из пластилина) должна быть доведена до конца и сделана качественно.  То есть я реально ждала от детей красивых скульптур, и они  то самое  и делали- лепили  для своего возраста здоровски.  И при этом, приложив титанические усилия и получив классную скульптуру, дети по моей команде будут её МЯТЬ…? Ну,  нет.   Только не это. Поэтому я выполняла эту  часть работы. Нет, я не скажу, что заполучила реальную депрессию, но меня  это очень угнетало. Мять пластилиновые изделия я возненавидела и, в конце концов,  отказалась от лепки.

Прошли годы, я завела себе блог (Handykids.ru) и так или иначе, встал вопрос о лепке: если я  в статьях рассказываю о лепке, то  это обязывает меня подтверждать слова делами- учить этому своих учеников.

Кстати, офицальные программы по лепке  у меня  обычно вызывают недоумение. Приходя в детский сад или в класс и глядя на выставки  с  крошечными грибочками, миниатюрными  чашечками или  на лошадок и собачек  длиной в мизинец, я   думаю: да неужто все программы  обучения детей лепке заточено чисто на  создание миниатюр? О какой тренировке пальцев , качестве изделий, детализации, передаче движения или характера тут вообще  можно говорить?

Эти детские поделки - кошечки и тарелочки  зачастую выглядят мятыми и корявыми-а то!-где тут  слепит хорошо такую микроскопическую скульптурочку. Зато яблочки-грибочки в любом возрасте дети лепят просто умиляюще красивенькими.    Так и зададимся вопросом: нам, собственно, что нужно-миленькие   простенькие  яблочки, для восторгов или развитие у детей рук и творческого подхода? Например, для силы рук, нужно лепить из больших кусков пластилина. А для того, чтобы скульптура была выразительная  очень хорош одноцветный пластилин - ребёнку придётся   работать над   совершенствованием образа, а не  отмазываться нагромождением   разноцветных деталей.

  Лепим геометрические фигуры

Работы из пластилина -лепим с натуры

Вобщем, заведя себе  обучающий блог, я решила побороть   нежелание  решать проблему   сминания готовых изделий и вновь взяться за лепку.  Что ж, за эти годы малыши слабее не стали: в  группе шестилеток, у которых я ещё прошлой весной решила провести пробное занятие, с объёмами  пластилина  примерно с детский кулак дети справлялись   так же успешно,как и годы назад,когда я тоже учила лепить по-крупному.   Более того, не надо никакого такого подогрева на радиаторе, эти большие куски в детских руках так разогревались и размякали, что впору охлаждать, чтобы форму держали. Геометрические фигуры типа куба или конуса дети очень даже похоже лепили.

Занятие 25 минут (Сан Пин), и они успевали слепить по две фигуры.  Ничё так? То есть я так и говорила: теперь из этого куба сделай конус(с натуры-были пластмассовые образцы).  Дети бестрепетно мяли свои изделия и принимались лепить очередную большущую фигуру. (Хорошо, что не возражали…но меня   коробит, когда человек , даже малыш, так спокойно разрушает свои творения. Не для того, вообще-то  так старались, если чё ). Итак весенний эксперимент можно было считать удачным , и я стала морально готовиться к тому, чтобы действительно вести лепку с нового учебного года.

Часов вообще-то мало и до лепки мы со вторым классом добрались лишь сегодня. План занятия я продумывала и так и этак-ясно было, что неясно  как это всё получится.

Детей я попросила принести  кусок пластилина величиной с кулак. Половину класса это поставило в тупик. Некоторым родители купили  скульптурный пластилин и эти вынули из портфелей большие упаковки одного цвета. Но у других  были коробки  с разноцветными брусочками, смешивать которые было жалко, а работать  с ними  смешно: не, ну ответьте мне  на какую серьёзную  работу из пластилина может хватить  кусочка  чуть больше шоколадной конфеты?

Вобщем, сминать их разноцветные  наборчики в  большие комки  было бы просто нечестно. Ладно, у меня  пластилина полно - и я принесла  ученикам  свой, его и раздала.

Урок, замечу, 45 минут. Это очень даже немало.  Теоретической  части не предполагалось.

  Двуцветные куски

 Лепим из больших объёмов пластилина

Ну, о чём тут говорить? О том что вот лепка это древнее искусство…? Да детям это сто раз безразлично. Сразу  возьмём быка за рога: слепите хороший ровный одноцветный шар. (Замечу, что куски, которые я  раздала были двуцветные(я так их заготовила, раз дети пользуются моим пластилином, то пусть  подчиняются моим требованиям-цвет надо выровнять до однородности),пока такой смешаешь до  совершенно однообразно-серого  руки разовьются как у атлета! Минут десять   эти второклассники мяли пластилин и катали серые шары. Так, теперь слепите куб. Это вообще заняло меньше пяти минут. Так-то вот.

Как-то не доводилось мне присутствовать на уроках лепки (ну, на технологии), я вообще не могла представить,  ну как распределяют учителя это время? Если второклассники  за 10 минут  смяли в один цвет чёрно-белые комки, скатали ровные шары ,то ясно, что скорость работы у них весьма высока. Ладно, значит ещё пять минут – куб. Потом проверяем  на догадливость -лепим трубу. Куски пластилина были уже вообще мягкие и трубы получились ничё так- трубчатые, но…мялись под руками, как-то не очень держали форму. Тааак. А у нас ещё почти 15 мину до звонка.  Как лепить-то?

Я вообще-то так и предполагала, что эти кусищи пластилина  расплавленные жаром детских рук уже с половины урока  будут как мягкое тесто, так и вышло. Но…что делать-до звонка не отпустишь детей. Кувшин, говорю, слепите. Результат был хороший, даже замечательный только у одного пацана: он  лепил кувшин из трубки, просто изменил форму  боков и добавил донышко. Этот способ мне понравился, я его вам на днях  поэтапно опишу- Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -"Изо" и "ручной труд" для детей по почте].

Респект-сообразительный мальчишка. Остальные  без размышлений бодро смяли трубы и принялись ваять кувшин из комка.  Ну, результаты ни-о-чём. И пластилин был очень мягкий и идея того, что нужна  высокая пустотелая посудина с равномерной толщиной стенок  второклассникам оказалась  странной: они стремились только передать внешнюю форму. Вот с такими результатами  нас и застал звонок с урока.

Какие мои  выводы?

1.Возможно,нужно работать с ещё более крупными объёмами.

2.Может быть попробовать охлаждать изделия в воде?( впрочем,тогда их придётся вытирать как тарелки…)

3.  Нужно просчитывать время исходя из минимума: вот я диплодока лепила  минут десять. Так он, слава богу, полуметровый.  Если детям дать такое задание, то ведь  минут за семь сделают. А урок 45 минут и трепаться про сущность диплодоков я не намерена.  Даже если начать с рисунка (как я сама это делаю-рисую, потом леплю),то по уму, нарисуют за 10 минут, слепят за 10…Ой, мама, не так-то и проста эта лепка. Пока не придумаю чётко  чем полезным я займу  детей  в остающиеся 25 минут, за лепку пока не возьмусь.

А вы как  проводите лепку и распределяете время занятия?  Поделитесь опытом,пожалуйста!

Читайте ещё про  лепку из пластилина:

Слепим  диплодока

Как лепить кувшин

 Лепка -слон

Спиральный налеп

 


Метки: ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *