Вступительное занятие по лепке во втором классе
Здравствуйте, товарищи!
Сегодня я провела первое(вступительное) занятие по лепке из пластилина во втором классе. И сейчас хочу поделиться некоторыми впечатлениями.
Вообще лепке я учила очень давно и, честно сказать, недолго. И к тому же с детьми 5-6 лет.
Для развития рук этот вид деятельности просто клад-то что надо. Задействованы обе руки, работа в объёме, не на плоскости. Работают все пальцы и тренируются различные сложные движения. Мечта!
Но вела я эту замечательную лепку года три и отказалась. Меня (не знаю какое слово применить)…меня убивало то, что изделия нужно было ломать. Дети лепят чашки-миски…зайчиков, радостно выставляют – смотрите все! А потом я во время тихого часа прихожу и сминаю их работы из пластилина в ровные бруски. Особой такой ценности в их скульптурах вообще-то не было: детские поделки , но, если мять их одну за другой, уничтожать зайцев, лисичек, драконов, то это достаёт до депрессии. Эта операция меня деморализовала.
Так, а в чём проблема? - пусть дети сами мнут свои изделия! – вы ведь так не скажете?
Встать перед группой(классом)и сказать: вы слепили зайчиков, хорошо, отличные зайцы. Сомните их теперь, -у меня язык не поворачивался. Внушить детям понимание ценности их труда, их работы очень сложно, чрезвычайно трудно донести до их сознания идею того, что работа (любая работа,в том числе и работа из пластилина) должна быть доведена до конца и сделана качественно. То есть я реально ждала от детей красивых скульптур, и они то самое и делали- лепили для своего возраста здоровски. И при этом, приложив титанические усилия и получив классную скульптуру, дети по моей команде будут её МЯТЬ…? Ну, нет. Только не это. Поэтому я выполняла эту часть работы. Нет, я не скажу, что заполучила реальную депрессию, но меня это очень угнетало. Мять пластилиновые изделия я возненавидела и, в конце концов, отказалась от лепки.
Прошли годы, я завела себе блог (Handykids.ru) и так или иначе, встал вопрос о лепке: если я в статьях рассказываю о лепке, то это обязывает меня подтверждать слова делами- учить этому своих учеников.
Кстати, офицальные программы по лепке у меня обычно вызывают недоумение. Приходя в детский сад или в класс и глядя на выставки с крошечными грибочками, миниатюрными чашечками или на лошадок и собачек длиной в мизинец, я думаю: да неужто все программы обучения детей лепке заточено чисто на создание миниатюр? О какой тренировке пальцев , качестве изделий, детализации, передаче движения или характера тут вообще можно говорить?
Эти детские поделки - кошечки и тарелочки зачастую выглядят мятыми и корявыми-а то!-где тут слепит хорошо такую микроскопическую скульптурочку. Зато яблочки-грибочки в любом возрасте дети лепят просто умиляюще красивенькими. Так и зададимся вопросом: нам, собственно, что нужно-миленькие простенькие яблочки, для восторгов или развитие у детей рук и творческого подхода? Например, для силы рук, нужно лепить из больших кусков пластилина. А для того, чтобы скульптура была выразительная очень хорош одноцветный пластилин - ребёнку придётся работать над совершенствованием образа, а не отмазываться нагромождением разноцветных деталей.
Вобщем, заведя себе обучающий блог, я решила побороть нежелание решать проблему сминания готовых изделий и вновь взяться за лепку. Что ж, за эти годы малыши слабее не стали: в группе шестилеток, у которых я ещё прошлой весной решила провести пробное занятие, с объёмами пластилина примерно с детский кулак дети справлялись так же успешно,как и годы назад,когда я тоже учила лепить по-крупному. Более того, не надо никакого такого подогрева на радиаторе, эти большие куски в детских руках так разогревались и размякали, что впору охлаждать, чтобы форму держали. Геометрические фигуры типа куба или конуса дети очень даже похоже лепили.
Занятие 25 минут (Сан Пин), и они успевали слепить по две фигуры. Ничё так? То есть я так и говорила: теперь из этого куба сделай конус(с натуры-были пластмассовые образцы). Дети бестрепетно мяли свои изделия и принимались лепить очередную большущую фигуру. (Хорошо, что не возражали…но меня коробит, когда человек , даже малыш, так спокойно разрушает свои творения. Не для того, вообще-то так старались, если чё ). Итак весенний эксперимент можно было считать удачным , и я стала морально готовиться к тому, чтобы действительно вести лепку с нового учебного года.
Часов вообще-то мало и до лепки мы со вторым классом добрались лишь сегодня. План занятия я продумывала и так и этак-ясно было, что неясно как это всё получится.
Детей я попросила принести кусок пластилина величиной с кулак. Половину класса это поставило в тупик. Некоторым родители купили скульптурный пластилин и эти вынули из портфелей большие упаковки одного цвета. Но у других были коробки с разноцветными брусочками, смешивать которые было жалко, а работать с ними смешно: не, ну ответьте мне на какую серьёзную работу из пластилина может хватить кусочка чуть больше шоколадной конфеты?
Вобщем, сминать их разноцветные наборчики в большие комки было бы просто нечестно. Ладно, у меня пластилина полно - и я принесла ученикам свой, его и раздала.
Урок, замечу, 45 минут. Это очень даже немало. Теоретической части не предполагалось.
Ну, о чём тут говорить? О том что вот лепка это древнее искусство…? Да детям это сто раз безразлично. Сразу возьмём быка за рога: слепите хороший ровный одноцветный шар. (Замечу, что куски, которые я раздала были двуцветные(я так их заготовила, раз дети пользуются моим пластилином, то пусть подчиняются моим требованиям-цвет надо выровнять до однородности),пока такой смешаешь до совершенно однообразно-серого руки разовьются как у атлета! Минут десять эти второклассники мяли пластилин и катали серые шары. Так, теперь слепите куб. Это вообще заняло меньше пяти минут. Так-то вот.
Как-то не доводилось мне присутствовать на уроках лепки (ну, на технологии), я вообще не могла представить, ну как распределяют учителя это время? Если второклассники за 10 минут смяли в один цвет чёрно-белые комки, скатали ровные шары ,то ясно, что скорость работы у них весьма высока. Ладно, значит ещё пять минут – куб. Потом проверяем на догадливость -лепим трубу. Куски пластилина были уже вообще мягкие и трубы получились ничё так- трубчатые, но…мялись под руками, как-то не очень держали форму. Тааак. А у нас ещё почти 15 мину до звонка. Как лепить-то?
Я вообще-то так и предполагала, что эти кусищи пластилина расплавленные жаром детских рук уже с половины урока будут как мягкое тесто, так и вышло. Но…что делать-до звонка не отпустишь детей. Кувшин, говорю, слепите. Результат был хороший, даже замечательный только у одного пацана: он лепил кувшин из трубки, просто изменил форму боков и добавил донышко. Этот способ мне понравился, я его вам на днях поэтапно опишу-
Респект-сообразительный мальчишка. Остальные без размышлений бодро смяли трубы и принялись ваять кувшин из комка. Ну, результаты ни-о-чём. И пластилин был очень мягкий и идея того, что нужна высокая пустотелая посудина с равномерной толщиной стенок второклассникам оказалась странной: они стремились только передать внешнюю форму. Вот с такими результатами нас и застал звонок с урока.
Какие мои выводы?
1.Возможно,нужно работать с ещё более крупными объёмами.
2.Может быть попробовать охлаждать изделия в воде?( впрочем,тогда их придётся вытирать как тарелки…)
3. Нужно просчитывать время исходя из минимума: вот я диплодока лепила минут десять. Так он, слава богу, полуметровый. Если детям дать такое задание, то ведь минут за семь сделают. А урок 45 минут и трепаться про сущность диплодоков я не намерена. Даже если начать с рисунка (как я сама это делаю-рисую, потом леплю),то по уму, нарисуют за 10 минут, слепят за 10…Ой, мама, не так-то и проста эта лепка. Пока не придумаю чётко чем полезным я займу детей в остающиеся 25 минут, за лепку пока не возьмусь.
А вы как проводите лепку и распределяете время занятия? Поделитесь опытом,пожалуйста!
Читайте ещё про лепку из пластилина:
Метки: лепка из целого куска, поделки из пластилина
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки