Изобразительное творчестводля детей

Какие маски можно сделать своими руками

Для проведения  различных спектаклей, постановок и просто карнавалов зачастую приходится наряжать  артистов в костюмы персонажей и маски. Нельзя не согласиться с тем, что в маске актёр смотрится выигрышно, однако посторонний предмет, надетый на лицо, может вызвать некоторый стресс. Непривычного человека, возможно, будет нервировать даже просто грим на лице, а уж если смотришь в прорези, дышишь и говоришь сквозь маску… Вобщем, всегда есть смысл сначала подумать: а действительно ли без нее не обойтись.

Итак, допустим, что, взвесив все за и против, мы решили - маска обязательно нужна.

В магазинах нынче можно купить самые разнообразные карнавальные маски фабричного изготовления. Но только часто случается, что именно такой, какая требуется, в нужный момент нигде нет. Так что ее придётся  изготовлять своими силами.

Проведём краткий обзор разных типов масок.

Самый простой вариант – широкий обруч с символическим изображением, укреплённым на лбу. Такая маска отдалённо напоминает кокошник или кокарду. Обычно их используют в детских спектаклях, или если сюжет не требует полного перевоплощения и предполагается, что условность в обозначении героя понятна всем зрителям. Ясно, что в данном случае никто не рассчитывает, будто они всей душой поверят, что перед ними действительно собственной персоной Заяц или «Царица Осень». Зато самих исполнителей ролей такие маски почти не напрягают, что немаловажно, если актёры юны и не достаточно опытны.

 Как сделать маску своими рукамиНесколько более достоверный вариант - шапочка с мордочкой какого-нибудь зверя, надвигаемой на лицо по самые брови. Такая маска довольно удобна, крепко держится на голове, но зачастую оказывается высоко и со лба актёра смотрит не столько на зрителей, сколько куда-то вверх.

Наиболее убедительными являются, конечно, карнавальные маски, надеваемые прямо на лицо - такие, в которых актёр смотрит в прорези для глаз, а лицо его закрыто целиком или до рта (полумаски).

 Маски своими руками

Сходства – да! - значительно больше, но больше и сложностей в применении. Например, если актёр носит очки, то такая маска неприемлема. Говорить и петь в прорезь рта тоже непросто. Но, что поделать, ведь искусство, как известно, требует  жертв. Впрочем, возможен ещё вариант, когда  актёр смотрит в открытую пасть маски. Как сделать карнавальную маску

Ещё стоит упомянуть маски-повязки и жёсткие маски с ручкой, которые актёрам приходится удерживать рукой перед лицом, но это уже экзотика на любителя. Да! Чуть не забыла – шапочки с прорезями, натягиваемые на всю голову. Или вроде капронового чулка. Однако, по отзывам актёров-детей, к ним трудно привыкнуть .

Рекомендации по изготовлению масок

В интернете можно найти много рекомендаций по изготовлению масок  своими руками, в основном, из картона, папье-маше или ткани. Но нынче возможно применение, например, изолона, это материал для туристических ковриков и строительной изоляции. Изолон прочный, хорошо держит форму и при этом не такой жёсткий, как  картон. Детали маски очень надёжно соединяются термопистолетом, клеем типа «Момент», или просто степлером. Принципы изготовления масок практически те же, что и при применении картона, но  возможности изолона значительно шире. Так же сейчас в продаже появилась листовая пористая резина для поделок - она тоже очень хороша и удобна. Кроме того очень советую присмотреться к такому поделочному материалу как фетр и фоамиран.

Если маска располагается на лбу, то она может быть самой произвольной формы. Ну, а маска, надеваемая  на лицо, должна анатомически ему соответствовать. Конечно, в идеале надо бы изготовлять точно по мерке актёра, но, например, изолоновые маски весьма долговечны, а актёры меняются. Поэтому есть смысл делать маску примерно на среднего человека. Проектируя выкройку для будущего изделия, учтём следующие моменты:

Глаза должны находиться на одной линии. Очень раскосо поднятые внешние углы глаз выглядят стильно, но актёру в таком случае смотреть  будет неудобно. Чем больше разрез глаз, тем лучше будет обзор, но и лицо актёра видно больше. Меру тут приходится находить опытным путём. От внешних углов глаз до края маски стоит оставить расстояние в 2-3 сантиметра. Если маска будет держаться на резинке, продетой сквозь отверстия, то эти отверстия должны находиться  примерно в полутора сантиметрах от края маски и не попадать ни на лоб, ни на щёки. Применять шнурки или тесьму как завязки не стоит: по ходу спектакля верёвочки ослабевают и маска начинает съезжать с лица. Завязки же имеют обыкновение запутываться именно тогда, когда надо действовать быстро.

Возможен вариант маска-очки, закрепляемые дужками за ушами. Ну, эту обычно используют для образа Деда-Мороза, закрепляя красный нос и усы. Остроумно, но я не одобряю - диоптрии  сказочному деду Морозу как-то и не к лицу.

Нос маски должен, во-первых, выступать вперёд, чтобы давать актёру возможность свободно дышать, и, во-вторых, его следует снабдить отверстием для ноздрей, а это естественно выглядит, в основном, у большеносых персонажей типа  бабы-яги, Кощея, клоунов-скоморохов или у зверей. Миловидные маски, вроде венецианских, при всей их красоте, увы, неудобны для длительного ношения и публичных выступлений.

Если по роли актёр должен много говорить или петь, то лучше сделать полумаску, закрывающую щёки и нос, но оставляющую рот и подбородок открытыми.

Громоздких, тяжёлых масок лучше избегать: они очень зрелищны, но затрудняют движения актёра и в них плохой обзор.

Ещё душевный совет: до спектакля потренируйтесь, порепетируйте в маске. Даже если маска изготовлена для карнавала, стоит узнать заранее - удобно ли в ней водить хоровод и вообще двигаться в толпе.

В заключение расскажу историю из своего детства. Лет в 10 я решила во что бы то ни стало получить первое место за карнавальный костюм. Выбор пал на крокодила - я пр-р-редвкушала какой фурор произведёт жуткая зубастая пасть! За месяц до Нового года я с пылом принялась изготовлять зелёный фланелевый хвост и маску. Дааа, маску я делала из огромной обувной коробки. Сейчас-то я знаю,что можно сделать так, чтобы смотреть в рот маски, но в детстве я вполне прямолинейно сделала по типу - смотреть в глазные прорези. Зеркало убеждало меня, что это не просто на пять, а на 5++. Но ведь приготовления делались в тайне. В ответственный момент надеваю хвост и маску и ... да-а-а, зал это не моя квартира, а мне почти ничего не видно: обзор только строго впереди. Длиннющая зубастая пасть была довольно тяжёлой, и при ходьбе (сейчас-то смешно вспомнить) при ходьбе маска приобретала инерцию и грузно моталась из стороны в сторону. Она была роскошна и шикарна. Я получила первое место. Другой вопрос, что за призом я шла спотыкаясь о ноги(я их не видела), а Деда Мороза ударила носом своей маски в лицо. Эхх, незабвенное безоблачное детство. Тогда я проплакала весь вечер и дала себе слово впредь продумывать всё до мелочей и... НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ УДОБНЫЕ МАСКИ. И я сдержала своё обещание. Например: чудный лёгкий и милый крокодильчик.

 Маска крокодил-дракон

Маска крокодила (дракона)

Обзор различных типов карнавальных масок сделала для вас Марина Новикова.

 


Метки: ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

  1. LiteGerl

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *