Кляксография
В наше время получил широкое распространение достаточно нестандартный вид изобразительной деятельности – кляксография. Кляксография – это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения. Традиционно кляксы получают, капнув на лист бумаги чернила, а чтобы возможности для применения фантазии стали шире форму ее усложняют, накрыв сверху вторым листом и разгоняя чернила между листами в разных направлениях. Есть и другой способ, раздувать каплю чернил по листу, но я его рекомендовать не стану - нужно много сноровки и осторожности.
Если вы собираетесь приобщить к кляксографии одного ребёнка-сына или дочь,то ,конечно, есть смысл заготавливать кляксы вместе – ещё и позабавитесь. Но при работе с целыми классами или группами, этот этап лучше пусть выполняет сам преподаватель. Капать и размазывать чернила всем-всем классом, право, не стоит -дети перемажутся, а это не наша задача.
Я заготавливаю кляксы так: выделяю вечерок, развожу во флаконе с капельницей чернила с водой 1:3, потому что просто чернильные кляксы очень мажутся. и капая на листики,накрываю их другими-стопкой. Полученным листкам с кляксами даю просохнуть(например,на радиаторе), а потом рассматриваю что вышло. Тут ещё есть такие нюансы-вид клякс, среди прочего будет зависеть от качеств бумаги. В газетную бумагу краска впитывается быстро, пятно не успевает сильно растечься. На гладкой бумаге, типа ксероксной , чернила можно разгонять во всех направлениях долго и вычурно. Но от себя замечу, что излишне сложные кляксы НЕ лучше простеньких. Особой нужды создавать суперзапутанные свехзагадки нет. Многие полученные кляксы вообще ничего особо так не напоминают. Если вы собираетесь проводить занятие со многими детьми, то стоит заранее отобрать наиболее зрелищные кляксы: урок надо проводить динамично, без пауз и заминок с непонятными пятнами..
Лирическое отступление: разбирая пачки высохших клякс, я сортирую - интересные откладываю для занятия, невпечатляющие… что?
Да, дорисовываю сама, просто чтобы потренироваться и доказать себе, что любую кляксу я могу вывести в люди. Но дело это небыстрое, над некоторыми приходится ломать голову очень долго. Понятно, что такие творческие поиски - не вариант для плановых занятий с детьми. (Впрочем,у меня были классы, в которых дети выстраивались в очередь за "забракованными "кляксами просто, чтобы показать свою крутость, и превращали убогие пятна в реальные шедевры).
Дети, увлеченные своими выдумками, склонны упрощать изображение и совершенно пренебрегать пропорциями и хотя бы относительным правдоподобием. Поэтому перед занятием кляксографией стоит провести краткое повторение строения животного и человека. Затем на глазах класса дорисовать четыре-пять клякс до картинки, обращая внимание детей, что если кляксу поворачивать,то она в разных положениях "прочитывается"по-разному.
Вот, вчера я накапала клякс, а сегодня дорисовала некоторые для вас.
На первом этапе освоения этого рода творчества учащимся лучше предлагать работать простыми карандашами, затем, освоившись, можно перейти на фломастеры и цветные карандаши, и наконец наивысшее достижение – дорисовывать гуашевыми красками. Занятия эти развивают воображение, ассоциативное мышление и, с толком применяемые, дают изумительные результаты. Вот, из моих архивов:
Это первая статья из серии про методики развития воображения у детей.
Практическими советами по занятиям кляксографией с вами поделилась Марина Новикова.
Читайте ещё об изобразительных техниках:
Традиционные изобразительные средства
Нетрадиционные изобразительные техники
Метки: детское творчество, нетрадиционные техники рисования, развитие воображения у детей
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
О, кляксы, это действительно интересное занятие!
Мы в детстве тоже таким занимались.
Раньше были промокашки, на них кляксы хорошо растекались. Мы уж тогда давали волю воображению!
Ну так и сейчас-взрослым человеком тоже ведь можете:это очень встряхивает,освежает .
Мне всегда было интересно рассматривать обои с размытым рисунком — сколько там можно увидеть разнообразных образов.) Очень развивает воображение как и кляксография. Детские рисунки получились удивительные.
Да!.Нарисовали дети,но я горжусь как своими.
Действительно, кляксография может здорово помочь в развитии воображения! Не знаешь что нарисовать? Поставь кляксу! Кто знает, к каким акварельным просторам она тебя увлечет за собой 🙂
Кляксография -реальный клад для творчества!Золотое дно.