Лепим чашку с натуры
Продолжаем штудировать тему«лепка посуды». Произвольную миску лепили, горшок для каши сделали и даже один «свили» из пластилиновых жгутов. Ещё Большой Кувшин я слепила вам в назидание. И вот мы стали опытными посудными скульпторами из пластилина, и надо нам тему «добить», чтобы со спокойной душой вернуться к лепке зверей. Итак, Маэстро, туш! - лепим посуду с натуры!
До этого было все, вроде как, из головы и сравнивать не с чем. Как ни слепи, вроде всё хорошо и ладно. А вот, если надо слепить не просто«посудку» вообще, а с портретным сходством, то тут мы и узнаем чего на самом деле стоят наши уменья. Что лепить-то будем?
Я выбираю три чашки: простенькую чашечку для чайных церемоний, стеклянную и крошечный глиняный сувенирчик. Хм, вот он заслуживает особого внимания - рисунок на боках этой микрокружечки изображает узор древесины. Ха-ха-ха, нам предстоит лепить из пластилина копию глиняной кружечки, имитирующей деревянную. Вот это смешение идей и материалов! Мексиканский тушкан под вид шанхайского барса.
Но-к делу!
Сначала, товарищи, нарисуем наши чашки. Вообще, я предпочитаю рисовать уже слепленные изделия, например, зверушек. Но тут иной коленкор: нам надо понять форму и пропорции чашек и чётко их воспроизвести.
Начинаем с чашечки для чайных церемоний. На занятиях с детьми я поставлю её так, чтобы иероглифы ученикам не были видны, иначе они все свои силы потратят именно на воспроизведение иерглифов. Чашка сравнительно простая, рисуем и вспоминаем - как изображать симметричный предмет? А так - ось симметрии надо обозначить, и две стороны должны получиться одинаковые. Поняв форму чашки, приступаем к лепке.
Замечу, что дети МОГУТ лепить похоже, однако, не приученные к такому подходу, опешевают именно от того, что, вроде, всегда требовались какие-то пластилиновые изделия вообще, а тут гляди - кось, критерии нужно выдерживать, сходства добиваться. Переход к качественно новому способу изображения труден не сам по себе, не технически, а психологически. Если психологическое торможение преодолено, то лепка идёт легко. Чашечку для чайных церемоний лепим из одного куска: шар расплющиваем и постепенно«вминаем». Получив достаточно глубокую ёмкость, переходим к воспроизведению пропорций: стенки почти отвесные, ширина чуть больше высоты, дно почти плоское, но донышко выступающее. Во время лепки важно не забывать постоянно поворачивать изделие, гончарного-то круга у нас нет, а чашка вся равномерно-круглая.
Вобщем, слепила я в образцово-показательных целях портрет первой чашечки и… ну, догадайтесь с трёх раз, что дальше сделаю? - Как что? Нарисую стеклянную чашечку, сомну первую пластилиновую в шар, оторву от него кусочек для ручки - и вперёд и с песней - лепим!
Впрочем, что это я так помчалась, есть ещё интересный момент - изображение края чашки и донышка(оно просвечивает и ясно видно сквозь чашку. Незнакомые с перспективой круга, дети склонны рисовать край и донышко либо как круги, либо как отрезки прямых(рисуют не чашку, а её проекцию). Чтобы дать им возможность осознать, что вместо круга они видят овал и рисовать надо то, что видят, а не то, что из опыта знают, я обычно рассказываю, как я с трудом постигала перспективные сокращения, когда училась в художественной школе. В данном случае мы уж не будем грузить учеников положением овалов относительно линии горизонта (ничё, со временем и это будет и, главное - все всё поймут, слово даю).
Ну, а мы вернёмся к лепке. Стеклянная чашка имеет иную форму, чем предыдущая - она сильно суживается к донышку. Бока - слабовыпуклые, толщина стенок очень равномерная. Ручка! Да, её тоже надо слепить чётко похожей. Такая вот маленькая, фигурная и аккуратненькая.
Чашечку слепили, пусть постоит, глаз порадует: сейчас мы будем рисовать третью - глиняный сувенирчик.
Её я сейчас взяла больше для прикола: мы-то с вами понимаем друг друга. А вот детям я это псеводеревянное чудо лепить не понесу: она слишком маленькая - раз, и - два - мне действительно непонятны эти заморочки с узором дерева. Явный, товарищи, перебор.
Но, ладно, мы с вами поперемывали косточки этой милой чашечке, и я возьмусь… ну да, мять предыдущее изделие.
Даа, десять минут жизни, пока я тут картинку рисовала и - возврат к истокам. 10 минут, много это или мало? Может, ей хватило, а мне так грустно, жаль мять чашечку, но такова… жизнь. Зато чашки лепить мы научились как заправские гончары.
Как лепить чашки с натуры вам рассказала Марина Новикова.
Понравился урок лепки?
Метки: лепка с натуры, поделки из пластилина
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки