Изобразительное творчестводля детей

Обучение и переучивание

Как учитель, я, конечно, много думаю о нашей ответственности за то, что мы даём (и часто насильно пихаем) детям в головы. Ведь (по идее) все мы – педагоги только добра и пользы и хотим, для того и стараемся. А результаты?  Но, ладно, забрела я в бескрайнюю степь, про результаты  того, как  мы  усиленно сеем разумное-доброе-вечное можно говорить долго и часто с … ужасом.

А и немудрено. Чему мы учим?

В моём детстве был случай, который я запомнила  буквально в малейших подробностях. Мы жили в коммунальной квартире, и вот на кухне соседка, посадив на колени своего годовалого сына разговаривает с малышом. Указывает на меня и лепечет: "Это Малиня, халёсая деваська". Мне было лет семь, но я как громом была поражена тем, что я - ребёнок - вижу безумную дикость ситуации, а любящая мать - НЕТ! Она с полной ответственностью обучала  малыша очень-очень искажённому произношению русских слов. Я не решилась бы, конечно, у неё спросить зачем так коверкать слова. Для… упрощения? Чтобы  мальцу было сподручнее  произносить? Да не может быть!!! С точки зрения трудности получившаяся у неё фраза была ТОЖЕ очень сложной для выговаривания. У самой этой женщины речь была  довольно правильная - без дефектов, но  сына она учила и  картавить и пришепётывать…

Таких ситуаций в жизни на каждом шагу полно, проходим мимо и не замечаем, а иногда вдруг доходит - да что же это такое происходит? Я помню,что смотрела на соседку как будто молния ударила. Меня бил озноб и я думала: как она не  понимает, что  учит сына  ПЛОХОМУ? Хочет хорошего, а учит плохому. Они вскоре переехали, и  я не знаю, как  впоследствии обстояли дела с произношением у этого  мальчика. Но думаю, что если и научился хорошо говорить, то очень вопреки маминой науке.

Так я о чём? О своём - о рисовании.

Знаете этот стишок: палки-грабли-огуречик-вот и вышел человечек. Как вы думаете - дети сами  нас людей на овощ рифмуют? То есть - думаете ли вы, что малыш лет трёх ка-а-ак  возьмёт карандаш, да ка-а-ак нарисует овал с палками.  Да, конечно, он это сделает и сделает так, как ему показывают мама-папа-воспитатели и  сверстники. А уж если ещё и стишок   прочитать, показать как это рисовать поэтапно и очень похвалить получившийся  рисунок, то честный ребёнок всем психологам и исследователям детской психики непременно будет предъявлять свои достижения - огурец с граблями. Я поверила бы, что ребёнок сам в три года придумал тему - рисуем человека и нарисовал головонога (стандарт для этого возраста), только если бы данные были об исследовании тысяч детей-маугли, то есть не обученных предварительно  тому, что считается нужным в нашем обществе. То есть, если бы была гарантия, что детей не… муштровали обучая огурцам и граблям.

Сколько существует тестов и методик - проверяют уровень психического, так сказать, развития ребёнка. Например, требуется, чтобы на руках изображаемых детьми людей было по 5 пальцев. Чтобы доказать, что ты не отсталый и считать умеешь, ты обязан – вынь да положь - рисовать по 5 пальцев. Что эти пальцы никогда в жизни у нас не бывают растопырены веером, что для того, чтобы взять  что-либо надо эти пальцы СЖАТЬ, это дело самое десятое. Вот на картинках так сказать  правильно психически-развитых  детей-шести-семи-восьми-десяти!-летних детей люди  держат предметы раскрытой ладонью - все 5 пальцев зрителю предъявлены.  Всё честно - что от детей требуется, то они и выдают. И, увы, такой рисунок уже считается психически-полноценным, дальнейшего прогресса не требуется. А когда выдвигается задача - нарисовать  кисть руки в любой иной позиции, дети не могут преодолеть стереотипы вдолбленной им растопыренной пятерни.

То же и огуречик. Злосчастного овоща  многие рисуют и в четвёртом классе. Вы можете сто раз показать и объяснить, как рисовать  фигуру человека по канону строения, и дети вам это всё повторят - здесь на уроке. Но дайте "свободную тему",и -где ваши усилия? Каноны немедленно забыты - на альбомный лист торжествующе является огурчик и при граблях. Да вот, Малиня-холёсая деваська. Чему научен ребёнок в детстве, то и лежит в основе. Запереучивай! Шей да пори.

Так. Размахнулась я. Но, ладно, иногда можно. Не всё ведь только ликовать и радоваться непосредственности детского восприятия и свежести и нетронутой новизне детских шедевров. Когда-то и другой правде надо в глаза посмотреть.

Про обучение и переучивание вам  рассказала Марина Новикова.

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления нашего блога Handykids.ru l

 


Метки:
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *