Изобразительное творчестводля детей

Работа на дядю. Детский труд.

Работа на дядюТе, кто создавал свой сайт и работал над его продвижением, несомненно, хоть раз да в своих поисках ответов на  разные сайтостроительные вопросы, встречали такие мотивационно-антиутопические статьи в которых авторы с нажимом  сообщают: вы хотите лучшей доли, вам надоело работать на дядю, пора искать пути работать на себя. Похоже, это считается за самоочевидную истину, что  люди не хотят от кого-то зависеть и хотят спокойной уверенности, самостоятельности и свободы в выборе занятия и способа обеспечивать свою жизнь. Читая такие  статьи, так прямо и нахмуриваешься и, стиснув зубы, рррычишь про себя:  рррр, только не рррработа на дядю!

Забавно, что, понимая и признавая, что взрослым до чёртиков отвратительна неопределённость, зависимость и произвол этих дядь, мы как-то  не думаем и не принимаем во внимание, что дети живут именно работая на дядю (в смысле – на тётю, в школе). Замечу, что взрослые, работающие по найму, вообще-то получают деньги за это. Другой вопрос - сколько, но как факт, получают. Дети - нет. Они ходят в школу, чтобы делать то, что от них требуют взрослые тёти бесплатно.

Я не буду огульно утверждать, что дети, поставленные перед полной неизбежностью изучения математики-химии и географии, поголовно пребывают в отчаянии. Нет, конечно. Ведь и среди работников по найму есть те, кто доволен судьбой (вот я, например, рада-нерада, что у меня есть любимая работа). Но взрослые устраивались на работу хотя бы отчасти по своей воле и выбору, детей же эта судьба постигает как фатальная неизбежность.

Особенно меня поражают конкурсы для детей. Кому они нужны - ну только не детям. Дяди-тёти из своих целей  объявляют конкурс. Сами по себе, просто по велению своего сердца и личному интересу дети, ну, честное слово, не стали бы рисовать картинки на темы вроде «Я люблю мою малую родину»,  «Дудлы для Гугла» или вот тоже перл – тема прошлогоднего конкурса: "Жизнь в глобализованном мире". Такие собственные инициативы детей вообразить невозможно. Тем не менее, дяди кидают клич, взрослые надавливают на детей и выдавливают из них картинки на тему. Три (ну, или  десять) счастливчика получают ценные призы от дяди, остальные - за бортом, хотя прогнута под дикую тему была масса детей. Ну, если их учителя хотят, они могут отблагодарить детей за участие в конкурсе Сниккерсом или отпечатанной на принтере благодарностью. Что, впрочем, не компенсирует тот факт, что дети рисовали не по своей инициативе, а именно работали на дядю, выполняя дядины затеи. Это не  было свободное творчество и самовыражение, а насильственно навязанные извне  темы.

Кстати, и темы уроков таковы же. Я не проверяла и исследований не проводила, но уверена, что если бы детей не принуждали поголовно рисовать, этим  систематически занимались бы немногие. Как, например, стихосложением. Юные поэты есть, но рифмы интересуют лишь некоторых, предрасположенных к этому. Рисовать по своему собственному желанию «Цирк», «Дерево» или «Золотую осень», наверняка, захотело бы примерно столько же детей, сколько  сами по себе склонны писать стихи о природе или цирке - много или мало, не знаю, но не все поголовно. Мы же, взрослые дяди-тёти, решаем,что детям интересен цирк, значит им должно быть интересно его рисовать и, неумеющим толком ни животное нарисовать, ни человека, ни тем более многофигурную композицию, детям сообщается что они любят рисовать цирк, а раз так, то пусть рисуют. Своей инициативы тут нет, урок с темой «Цирк» это урок, тема, хотя и упрощённая, стилизованная и адаптрованная до предела, тоже навязана. Никто из нас не ждёт, что дети  поголовно будут самопроизвольно выражать танцем впечатления от поездки в цирк. Так? А вот, рисовать цирк считается всенародным детским  делом. Дети и рисуют. Вполне так работают на дядю.

 


 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *