Раскрашивание «по-узору». Раскраска Черепаха.
Здравствуйте, товарищи читатели блога Handykids.ru!
Давайте сегодня выполним раскраску «Черепаха». Рисунок стилизованный - тема, конечно должна звучать как «Узор в овале». Дорисуем и красиво раскрасим узор.
Вот мы всё говорим - «дорисовать узор», «составить узор», «раскрасить узор». И, вроде как, при этом получается, что дорисовать узор или составить – дело сложное, тут надо объяснять и следить, чтобы ученики поняли и не ошибались, выполняя ответственные задания. Ну вот, узор готов… - раскрасим!
Но. Не всё так просто. Я об этом задумалась, вернее осознала, что пора задуматься, именно во время занятия по теме «Раскраска Черепаха». Вернее и до того иногда замечала и удивлялась, но вскользь, не осознавая проблемы.
Дело было так: всем ученикам раздала раскраски «Черепаха» и на панцире каждой был элемент узора, для дорисовывания. Один ученик - Петя очень старался, но несколько раз ошибался пока не нарисовал красивый, правильный узор.
Он проявлял настоящее рвение и энтузиазм, и меня это проняло: я тоже очень хотела, чтобы узор удался. Когда всё хорошо получилось, я возликовала, пожала пацану руку и с облегчением заключила: теперь раскрась… И пошла к другим ученикам.
Возвращаюсь - МА-МА: Петенька усердно красит черепаху в сиреневый цвет. Его картинка не сохранилась, я для вас в Paint примерно воспроизвела стиль , применённый Петенькой: всё тотально было заштриховано в один цвет, и все линии столь старательно построенного узора пропали. Пропали!
- Петя, что ты делаешь?
- Крашу черепаху.
Пацан явно не видел противоречия. Он с честью выполнил первое задание, нарисовал узор, как просила учительница, получил похвалу - что ещё-то нужно? Этот этап работы завершён.
Теперь он красит черепаху и ждёт похвалы за это.
Хммм. Так получается, что ребёнок не связывал идею узора с идеей раскрашивания.
Я и до того сталкивалась с таким подходом учеников, но вот, поговорив с Петенькой прямо прозрела: бросая все силы на тренировку глазомера и сообразительности по ходу изображения узора, я автоматически считала, что дети как и я - сами понимают, что детали узора имеют значение, и их следует раскрашивать так, чтобы они различались. Например, в разные цвета. А если в один цвет, то так, чтобы были тоновые отличия(контраст).
А гляди ж ты - для детей это не самоочевидно. Я тогда вспомнила, что уже видала как дети рисуют одно, а потом раскрашивают – разноцветно, но не в связи с линейным рисунком.
Можно, конечно, сказать, что вот ведь какая непосредственность восприятия, незашоренность и способность следовать собственной логике.
Всё так. И вот сейчас я объясню Петеньке, что линии узора-это руководство для распределения цветов по картинке.Что цвета надо менять при переходе через линию и вообще следить за тем, чтобы каждая деталь была закрашена чётко в пределах своего контура в свой цвет. Петенька поймёт (я умею доходчиво объяснять) и будет впредь красить правильно - по узору. А не как попало чёркать.
Помните «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Бел Кауфман? Центральная философская мысль этой книги – выбирая что-то, человек отказывается от остальных вариантов. Приобретая теряем. Приобретя навык красивого, гармоничного раскрашивания узора «по-узору», Петенька откажется от варианта нарисовать узор, потом забить на него и малевать как бог на душу положит. Так вот и создаём картину мира, принятую у взрослых.
Об узорах читайте ещё
А про черепах читайте:
Метки: раскраска с дорисовыванием, составление узора, узор
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
У меня как раз такие черепахи с их пестрыми панцирями всегда получались! =) Хороший пример для рисования узора для детей!