Изобразительное творчестводля детей

Раскрашивание «по-узору». Раскраска Черепаха.

 Раскраска ЧерепахаЗдравствуйте, товарищи читатели блога  Handykids.ru!

Давайте сегодня  выполним раскраску «Черепаха». Рисунок стилизованный - тема, конечно должна звучать как «Узор в овале». Дорисуем и красиво раскрасим узор.

Вот мы  всё говорим - «дорисовать узор»,  «составить узор», «раскрасить узор». И, вроде как, при этом получается, что дорисовать узор или составить – дело сложное, тут надо объяснять и следить, чтобы  ученики поняли и не ошибались, выполняя ответственные задания.  Ну вот, узор готов… - раскрасим!

Но. Не всё так просто. Я об этом задумалась, вернее осознала, что пора задуматься, именно во время занятия по теме «Раскраска Черепаха». Вернее и до того иногда замечала и удивлялась, но вскользь, не осознавая проблемы.

 Раскраска с дорисовыванием

Дело было так: всем ученикам раздала раскраски «Черепаха» и на панцире каждой  был элемент узора,  для дорисовывания. Один  ученик - Петя  очень старался, но несколько раз ошибался пока не  нарисовал  красивый, правильный узор.

 Раскраска с дорисовыванием

Он проявлял настоящее рвение и энтузиазм, и меня это проняло: я тоже очень хотела, чтобы  узор удался. Когда всё хорошо получилось, я возликовала, пожала пацану руку и с облегчением   заключила: теперь раскрась… И пошла к другим ученикам.

 Раскрасим раскраску Черепаха

Возвращаюсь - МА-МА: Петенька усердно красит черепаху в сиреневый цвет. Его  картинка не сохранилась, я для вас  в Paint примерно воспроизвела стиль  , применённый Петенькой: всё   тотально было заштриховано в один цвет, и все линии столь  старательно  построенного  узора пропали. Пропали!

- Петя, что ты делаешь?

- Крашу черепаху.

Пацан явно не видел противоречия. Он с честью  выполнил  первое задание, нарисовал  узор, как просила учительница, получил похвалу - что ещё-то нужно? Этот этап работы завершён.

Теперь он красит черепаху и ждёт  похвалы за это.

Раскраска Черепаха

Примерно такого я ожидала

Хммм. Так получается, что ребёнок не связывал идею узора с идеей раскрашивания.

Я и до того сталкивалась с таким подходом учеников, но вот, поговорив с Петенькой прямо прозрела: бросая все силы на тренировку глазомера и сообразительности по ходу изображения узора, я автоматически считала, что дети как и я - сами понимают, что детали узора имеют значение, и их следует раскрашивать так, чтобы они различались. Например, в разные цвета. А если в один цвет, то так, чтобы были тоновые отличия(контраст).

А гляди ж ты - для детей это не самоочевидно. Я  тогда  вспомнила, что уже видала как дети рисуют одно, а потом раскрашивают – разноцветно, но не в связи с линейным рисунком.

Можно, конечно, сказать, что вот ведь какая непосредственность восприятия, незашоренность и способность следовать собственной логике.

Всё так. И вот сейчас я объясню Петеньке, что линии узора-это руководство для распределения цветов по картинке.Что цвета надо менять при переходе через линию и вообще следить за тем, чтобы каждая деталь была закрашена чётко в пределах своего контура в свой цвет. Петенька поймёт (я умею доходчиво  объяснять) и будет впредь красить правильно - по узору. А не как попало чёркать.

Помните «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Бел Кауфман? Центральная философская мысль  этой книги – выбирая что-то, человек отказывается от остальных вариантов. Приобретая теряем. Приобретя навык красивого, гармоничного раскрашивания узора «по-узору», Петенька откажется от варианта  нарисовать узор, потом забить на него и малевать как бог на душу положит. Так вот и создаём  картину мира, принятую у взрослых.

Об узорах читайте ещё

Узор Цветы

Узор Цветы на лугу

Узор Снежинка

А про черепах читайте:

Рисуем  черепах

Морская черепаха

Лепим  черепаху

 


Метки: , ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

  1. Максим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *