Изобразительное творчестводля детей

Раскраски, обводилки и штриховки

Рассмотрим такие  способы развития рук, как «раскраски» и «штриховки». Сюда так же можно отнести  «обводилки». Все эти слова, хотя и звучат как-то несерьёзно, уже прочно вошли в обиход и  мы, в общем, понимаем  о чём именно идёт речь.

Согласно определению которое дает словарь, штриховка – это приём нанесения тона штрихами, линиями и точками. Это определение дано для взрослых художников, нам же с вами достаточно просто понимать, что штриховка – это графический (карандашом или ручкой) способ закрашивания.

«Штриховками» в обиходе обычно называют задания из пособий по подготовке к школе и из прописей,в которых детям предлагается  заполнить некий контур вертикальными,горизонтальными или наклонными линиями с определённой  частотой. Дело это, разумеется, очень полезное. Однако, что вообще-то может быть так равномерно-полосато?   Мало что. Вот разве узор  «дождь»приходит на ум. Отвесные или косые струи дождя. Вроде и всё. Вот и приходится для таких заданий  авторам пособий выбирать  произвольные и   немотивированные  образы: заштриховать контур домика горизонтально, а контур утёнка - наклонно.  Дети это, конечно, делают(безропотно), но я искренне считаю, что такой замечательный способ как штриховка  можно приблизить к правде жизни и  использовать её не только для развития мелкой моторики рук и глазомера, но и для расширения кругозора детей.

Нужно освоить наклонную штриховку? - дайте задание «Лист»и предложите заштриховать  в соответствии с направлением боковых жилок.

Кстати, незаслуженно мало внимания уделяется  штриховке по дуге или по кругу. Мы посоветуем давать ребятам как можно больше «округлых» и волнистых (упражнение «море волнуется» «шерсть барашка», «облака»,  "круглые яблоки», «ягоды» ) штриховок. Но, ладно, тема обширнейшая и сейчас  в подробности входить не будем: я ещё много напишу про  штриховку. Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -"Изо" и "ручной труд" для детей по почте]

Несколько слов об обводилках. Как ни удивительно, но так обычно называют  задания на соединение линией пронумерованных точек с целью получения узнаваемого контура. Тренировка, конечно отличная, но получаемые картины к изобразительному искусству уж очень мало относятся.

Я сама обводилкой называю изображение выполненное, например, твёрдым простым карандашом. Предложите ребёнку обвести светло-серые линии цветными карандашами и вы много увидите и узнаете об  этом ребёнке.  А что именно -  я напишу отдельную статью.

И вот мы дошли до раскрасок. Раскраски нынче популярны. В магазинах они имеются в огромном ассортименте: и брошюрки по несколько страничек и толстые «тома».

Раскраски для маленьких  обычно изображают какой-нибудь несложный стилизованный предмет или зверушку и  предназначены для аккуратного закрашивания в пределах контура.  Такие раскраски, надо полагать,  неплохо дополняют и вносят разнообразие в  занятия по развитию рук в детских садах.

Однако   раскраски, предназначенные для детей постарше, уже значительно сложнее, причём даже удивляющее  сложнее . Это , как правило,  картинки с техникой, персонажами популярных мультфильмов, или кадрами из них.  Вот о пользе таких раскрасок можно поспорить.  Я полагаю, нет таких наивных людей, кто бы думал, что раскрашивая  трансформеров или анимешных девочек  дети могут научиться рисовать - такая задача точно не поставлена. Предположительно  и эти раскраски предназначены для той же  тренировки навыков закрашивания и развития аккуратности при выполнении работы.  Это по идее. А на практике  родители покупают раскраски … просто чтобы чем-то таким занять ребёнка(как например,пазлами). Раскраски отлично занимают детей в перерывах между   плановыми занятиями в детском саду. Замечательное, спокойное времяпрепровождение, дающее  взрослым возможность отдохнуть от детей. И дома тоже. Родители тратят деньги на приобретение  брошюрки с очередными мульт-героями ,   вручают  ребёнку и предоставляют его самому себе.  Тут, понятно, о пользе для развития ребёнка речи уже нет. И взрослым  не стоит обольщаться и лгать самим себе, что это де полезно, просто мы проявили свою любовь к ребёнку в  такой форме -купили вожделенный альбомчик: забери и делай с ним что хочешь.

А вообще мне жаль. Ведь если применять раскраски с умом, то это действительно замечательнейший  способ развития и обучения детей. Но, для того, чтобы была польза, чтобы чему-то научить, натренировать, надо учить и тренировать. Да, раскраски- это золотая жила, но требуется   честное активное участие  взрослого: объяснения, показ, контроль.

Я постоянно и успешно применяю раскраски в работе по развитию мелкой моторики рук , глазомера, общего кругозора  детей. Раскраски для всех своих учеников я рисую сама (они не распечатаны, а нарисованы от руки) и по ходу занятия  выполняю это же задание вместе с детьми, отслеживаю что у них получается, что вызывает затруднения и последующие задания планирую с учётом возможностей детей и исходя из постепенного наращивания сложности заданий.  Эк, удивила, скажете вы, да мы все занятия проводим так. Верно, так и надо, и раскраски , наши славные  и полезные раскраски  именно такого подхода и заслуживают. И тогда, тогда вы удивитесь, как много возможностей они таят в себе . Но, ладно, это мотивирующе-обзорная статья. Подробно и конкретно про штриховки, обводилки и  раскраски  буду писать далее. Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -"Изо" и "ручной труд" для детей по почтеl

Да, кстати, своими соображениями  о  пользе от штриховок, обводилок и раскрасок с вами поделились Handykids.ru, а вы ,читатели этого блога, что думаете? Напишите в комментариях - мне очень интересно.

 


Метки: , , , ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

  1. регистрация в Москве

  2. временная регистрация в Москве для Россиян

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *