Раскраски, обводилки и штриховки
Рассмотрим такие способы развития рук, как «раскраски» и «штриховки». Сюда так же можно отнести «обводилки». Все эти слова, хотя и звучат как-то несерьёзно, уже прочно вошли в обиход и мы, в общем, понимаем о чём именно идёт речь.
Согласно определению которое дает словарь, штриховка – это приём нанесения тона штрихами, линиями и точками. Это определение дано для взрослых художников, нам же с вами достаточно просто понимать, что штриховка – это графический (карандашом или ручкой) способ закрашивания.
«Штриховками» в обиходе обычно называют задания из пособий по подготовке к школе и из прописей,в которых детям предлагается заполнить некий контур вертикальными,горизонтальными или наклонными линиями с определённой частотой. Дело это, разумеется, очень полезное. Однако, что вообще-то может быть так равномерно-полосато? Мало что. Вот разве узор «дождь»приходит на ум. Отвесные или косые струи дождя. Вроде и всё. Вот и приходится для таких заданий авторам пособий выбирать произвольные и немотивированные образы: заштриховать контур домика горизонтально, а контур утёнка - наклонно. Дети это, конечно, делают(безропотно), но я искренне считаю, что такой замечательный способ как штриховка можно приблизить к правде жизни и использовать её не только для развития мелкой моторики рук и глазомера, но и для расширения кругозора детей.
Нужно освоить наклонную штриховку? - дайте задание «Лист»и предложите заштриховать в соответствии с направлением боковых жилок.
Кстати, незаслуженно мало внимания уделяется штриховке по дуге или по кругу. Мы посоветуем давать ребятам как можно больше «округлых» и волнистых (упражнение «море волнуется» «шерсть барашка», «облака», "круглые яблоки», «ягоды» ) штриховок. Но, ладно, тема обширнейшая и сейчас в подробности входить не будем: я ещё много напишу про штриховку.
Несколько слов об обводилках. Как ни удивительно, но так обычно называют задания на соединение линией пронумерованных точек с целью получения узнаваемого контура. Тренировка, конечно отличная, но получаемые картины к изобразительному искусству уж очень мало относятся.
Я сама обводилкой называю изображение выполненное, например, твёрдым простым карандашом. Предложите ребёнку обвести светло-серые линии цветными карандашами и вы много увидите и узнаете об этом ребёнке. А что именно - я напишу отдельную статью.
И вот мы дошли до раскрасок. Раскраски нынче популярны. В магазинах они имеются в огромном ассортименте: и брошюрки по несколько страничек и толстые «тома».
Раскраски для маленьких обычно изображают какой-нибудь несложный стилизованный предмет или зверушку и предназначены для аккуратного закрашивания в пределах контура. Такие раскраски, надо полагать, неплохо дополняют и вносят разнообразие в занятия по развитию рук в детских садах.
Однако раскраски, предназначенные для детей постарше, уже значительно сложнее, причём даже удивляющее сложнее . Это , как правило, картинки с техникой, персонажами популярных мультфильмов, или кадрами из них. Вот о пользе таких раскрасок можно поспорить. Я полагаю, нет таких наивных людей, кто бы думал, что раскрашивая трансформеров или анимешных девочек дети могут научиться рисовать - такая задача точно не поставлена. Предположительно и эти раскраски предназначены для той же тренировки навыков закрашивания и развития аккуратности при выполнении работы. Это по идее. А на практике родители покупают раскраски … просто чтобы чем-то таким занять ребёнка(как например,пазлами). Раскраски отлично занимают детей в перерывах между плановыми занятиями в детском саду. Замечательное, спокойное времяпрепровождение, дающее взрослым возможность отдохнуть от детей. И дома тоже. Родители тратят деньги на приобретение брошюрки с очередными мульт-героями , вручают ребёнку и предоставляют его самому себе. Тут, понятно, о пользе для развития ребёнка речи уже нет. И взрослым не стоит обольщаться и лгать самим себе, что это де полезно, просто мы проявили свою любовь к ребёнку в такой форме -купили вожделенный альбомчик: забери и делай с ним что хочешь.
А вообще мне жаль. Ведь если применять раскраски с умом, то это действительно замечательнейший способ развития и обучения детей. Но, для того, чтобы была польза, чтобы чему-то научить, натренировать, надо учить и тренировать. Да, раскраски- это золотая жила, но требуется честное активное участие взрослого: объяснения, показ, контроль.
Я постоянно и успешно применяю раскраски в работе по развитию мелкой моторики рук , глазомера, общего кругозора детей. Раскраски для всех своих учеников я рисую сама (они не распечатаны, а нарисованы от руки) и по ходу занятия выполняю это же задание вместе с детьми, отслеживаю что у них получается, что вызывает затруднения и последующие задания планирую с учётом возможностей детей и исходя из постепенного наращивания сложности заданий. Эк, удивила, скажете вы, да мы все занятия проводим так. Верно, так и надо, и раскраски , наши славные и полезные раскраски именно такого подхода и заслуживают. И тогда, тогда вы удивитесь, как много возможностей они таят в себе . Но, ладно, это мотивирующе-обзорная статья. Подробно и конкретно про штриховки, обводилки и раскраски буду писать далее.
Да, кстати, своими соображениями о пользе от штриховок, обводилок и раскрасок с вами поделились Handykids.ru, а вы ,читатели этого блога, что думаете? Напишите в комментариях - мне очень интересно.
Метки: обводилки для детей, обучающие раскраски, развитие глазомера, развитие мелкой моторики рук детей, штриховка для детей
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
А Вы не задумывались о том, чтобы параллельно завести еще один блог
Спасибо. Прочитал с интересом, и вообще полезный у Вас блог
Я веду параллельно ещё один блог.