Изобразительное творчестводля детей

Плюсы и минусы пазлов

ПазлыДавайте попристальнее рассмотрим  какие есть способы развития мелкой моторики , ловкости , силы, вобщем, развития рук.  Способов существует множество - на любой вкус…Тут вам и лепка и  кляксография  и пальчиковая гимнастика и  печать штампиками.  Причём, разумеется, задача тренировки рук не может решаться изолированно. Какой способ ни возьми ,понятно, что воздействие его  будет на ребёнка в целом - развитие рук, усидчивости, дисциплины, аккуратности, общего кругозора,памяти, душевных качеств.  И это всё учесть ,конечно, невозможно, но следует  помнить и отдавать себе отчёт,  с этим самым развитием рук дела обстоят не так и просто.  Я, за время работы над своей темой  ,перепробовала многие способы, те, которые у меня хорошо получаются, дают явный результат и нравятся лично мне, я вам буду описывать очень подробно.

Некоторые иные способы я применяла, но они  либо не пошли, либо как-то быстро исчерпали себя(работа с верёвками и бисером).

И есть такие, применять которые я даже не пыталась.  Начну именно с них.

Пазлы-за и против.

Слово означает «головоломка», а само занятие заключается в собирании картинки из  деталей  сложной, зачастую очень вычурной формы .Причём картинка  прилагается к набору и её надо воспроизвести ,разумеется досконально. Как правило,  на ней изображение  предмета или героя мультфильма - длядетей помладше, для   старших - кадр из мультфильма, зачастую многофигурная композиция с    пейзажем или интерьером.   Детали такого пазла  соединяются друг с другом посредством  фигурных пазов и  соответствующих выступов.  Ручная умелость при собирании таких конструкции, развивается несомненно.  Наблюдательность, сообразительность, умение анализировать.   Плюсов у пазлов много,но есть и минусы.

Как плановые занятия по расписанию  пазлы не применяются. Я обычно вижу детей, складывающих пазлы на переменах в школе и в перерывах между   учебными  занятиями в детских садах.  Бывают спокойные и усидчивые дети, которые осваивают  какую-нибудь картинку  ,изучают её досконально и потом с гордостью  демонстрируют как они собирают данный образец  чуть ли не наизусть.  Вроде как бы и здорово и  великолепно, но… ,глядя на такие достижения, я думаю: да почему же  ты, милый друг, наизусть-то выучил какую-то произвольную чужую картинку, а не  применил свои умения для создания своих образов.   Я не буду   наотмашь утверждать, будто вот это сосредоточенное воспроизведение чужих, придуманных другими образов так вот прямо и   подавляет  фантазию самих детей и  тормозит их собственное воображение, но я уверена, что в какой-то мере это именно так.  Я искренне убеждена, что это настойчивое  воспроизведение детально разработанных чужих картин тормозит  творческое развитие ребёнка.

С другой стороны, дети  обычно не так и  усидчивы, собрав картинку пару раз и доказав себе и близким, что работа такой сложности им по плечу, они теряют интерес  к данному набору  …Ну, вот он и лежит «отработанный» и невостребованный более. Взрослые  теперь должны  решить куда его «пристроить»и ,если ребёнку  собирание пазлов нравится, придётся   периодически  покупать новые наборы(пополняя карманы производителей пазлов деньгами,а  головы своих детей новыми    строго фиксированными  картинками).

Я сама и двух картинок из пазлов за свою жизнь не  собрала: мне моментально становится скучно.  Я обязательно хочу, чтобы была возможность  воплощать свои идеи, а не  копировать чужие    достижения. Полное отсутствие возможности проявить свою фантазию, сделать свою картинку или хотя бы по-своему изменить сюжет  имеющейся  , сразу отбивает у меня   желание  заниматься пазлами.  То же , кстати и с оригами.  Ну никак их не изменишь, эти  фигурки с очень чётко заданными параметрами и последовательностью изготовления.

Воспроизведение образцов вообще тема скользкая.

Я, конечно, даю образцы. Ещё бы. И по головке я себя за это не поглажу. Работая в классе, я всё же,  стараюсь  свести  к минимуму  вред от   заштамповывания детского воображения.

Например, тема-«тигр».  Рисую тигра на доске, объясняю строение. Стираю рисунок. Рисую второго(например развёрнутым на 180 градусов) или сидящего или бегущего.  Снова  объясняю строение и стираю этот рисунок тоже. А теперь нарисуйте, дети, тигра.  Образцов было много, принцип изображения объяснён и ни один из них не мозолит глаза.  Хотя это, конечно же не идеал. Идеал - рисовать с натуры. Да, с натуры, которая   и есть постоянная и переменчивая правда жизни - источник  вдохновения и фантазии.

Но, погарцевав на моём любимом коньке-  всегда я агитирую за  реализм и работу с натуры, вернёмся к  основной теме - развитие рук  посредством пазлов. Да конечно, пусть дети их собирают.  Проблему чем занять детей они вобщем решают, руки развивают замечательно, но возможные побочные эффекты  от забивания головы  картинками этих пазлов - ну, тут уж   родители  сами решат для себя  чего больше в пазлах –плюсов или минусов.

На этом  статью заканчиваю. Другие способы развития рук будут рассмотрены в последующих постах.

О плюсах и минусах пазлов вам рассказывали Handykids.ru  .

Ещё читайте по теме

Про   ТРИЗ

Про пальчиковую живопись

Про гиперопёку

 


Метки:
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *