Рыба из пластилина
Вот и добрались мы до темы «Рыба».
Какую пользу можно извлечь из образа рыбы в смысле развития рук и глазомера детей? Можно нарисовать рыбу(с натуры), сделать аппликаци рыба, изготовить модель рыбы(и лучше не одну),вырезать силуэт рыбы, слепить из пластилина.
Всё это мы обязательно сделаем. И, лучше бы всё разом, но одного занятия никак не хватит. Но всё же о комплексном подходе не забываем.
И, кстати, обобщённого образа «рыбы» по-честному-то нет. Рыбы разнообразны на удивление. Морской конёк и камбала, акула и рыба-луна – огромное разнообразие форм.
Поэтому, лучше мы будем уточнять о какой конкретно рыбе речь идёт.
Я купила в магазине сушёного леща - хорошая, простая и совершенно достоверная натура. Уж настоящая рыба даст детям представление о том, каковы рыбы в жизни (а не только в мультфильмах, например).
Занятие короткое, и перед лепкой я быстро сама нарисую леща на доске кратко поясняя особенности его строения.
Лещ весьма плоский. Если смотреть сбоку, то тело, широкое посередине, плавно суживается к голове и к хвосту. Хвост раздвоенный и совсем небольшой. На спине невысокий плавник, имеются маленькие грудные и околохвостовой плавники. Голова маленькая, с круглым глазом посередине(у этого леща глаза нет - зияет пустая глазница). Рот – скобкой книзу. Голова отделена от туловища некрупными жабрами.
В целом – деталей немного, справится и пятилетка. Хорошо, теперь раздаю куски пластилина примерно с детский кулак величиной – девочкам поменьше, пацанам покрупнее.
Вперёд, дети, лепите эту рыбу с натуры.
Я сама тоже леплю вместе с детьми – из большущего куска – мне нравятся крупные изделия))).
Сначала раскатаем пластилин в брусок или брёвнышко. Пока это делаем и сами разогреемся и пластилин размягчится. Теперь сплющиваем. Я это делаю, стискивая кусок пластилина между сложенными накрест, как при рукопожатии ладонями:
Некоторые дети пытаются сдавливать пластилин, складывая ладони, как при молитве. Хотя это очень неэффективный способ, и вы можете либо показать правильный подход и заставить действовать результативно, но, знаете, пусть лучше сами своим умом доходят. Может и долго будут возиться, но пользы для ума будет больше.
Итак сплющили. Теперь заостряем к хвосту и к носу:
Изумление и недоумение у меня вызывает то, что, справившись с большим куском - размяв и сплющив его, на этапе придания формы телу рыбы дети теряются.
Вообще-то мультфильмы насаждают образ рыбы как существа с выпученными глазами, и пухлыми распяленными губами. У некоторых (тропических) рыбок так оно и есть, но подавляющее большинство рыб имеют очень невыразительные лица. Хвосты раздвоены и имеют форму… маленького ласточкиного хвоста. И вот дети не знают, как слепить рыбу с невыразительной внешностью без особых деталей. Глядя в упор на леща, они пытаются придать пластилиновой фигурке хвост в виде пропеллера или как у вуалехвоста. Скатывают шары для глаз, а губы делают чуть ли не больше хвоста.
- Ребята, а наша рыба - ТАКАЯ?
Дети признают, что вроде лещ совсем по-другому выглядит, но как избавиться от воображаемых гротескных черт не знают.
- Так уберите лишнее!
И вот начинается прополка.
Может быть кто-то скажет, что дети пытались проявить воображение. Тут я отвечу - возможно, только не своё-детское, а чужое, образы, придуманные художниками и иллюстраторами и заслоняющие от детей простую жизнь.
Это вот и было самым удивительным впечатлением от темы Лепка Рыбы - то, что дети, глядя на простую натуру, не замечали её, а лепили по представлению некий штамп - вычурный образ.
Да, после нескольких показов:
и объяснений большая часть ребят всё же замечает и реальные черты и лепят вполне похожих на леща рыб:
Про занятие по теме «Лепка Рыба» вам рассказала Марина Новикова.
Метки: лепка рыбы, лепка с натуры, рыба из пластилина
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки