Изобразительное творчестводля детей

Иллюстрируем «Ехал Грека через реку»

Скороговорку про то как «ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак его за руку – цап!» знают наверняка все с детства.

Казалось бы смешной и незатейливый текст: вот ведь  простак этот грека, прямо уж и не догадывался, что раку палец в (клешню)не клади. Но ладно, может и впрямь  не ожидал.

А вот если мы возьмёмся иллюстрировать этот детский стишок, то тут сразу выяснится,что всё не так-то и просто.  Можно рисовать реалистически, а можно и стилизовать. Например, под мультипликационный стиль, но это я делать не буду- и без меня охотников не счесть.  Я же всегда ратую за возрождение искусства  лубочной картинки и  за народные традиции. Вот и расскажу, как я рисовала иллюстрации к  грекиным приключениям в лубочном стиле: и познавательно и любимые лубки прорекламирую.

Заодно на конкретных примерах и стиль этот опишу.

Но у нас во главе угла вопрос иллюстрирования: если уж за такое дело берёмся,то  надо чтобы картинка  была

-по теме

-понятная

-интересная и остроумная (по-хорошему смешная)

-имела художественную ценность

Немало требований, а? Но, взялся за гуж …

Ясно, что не хватаемся за карандаши сразу- сначала шевелим мозгами.

Начнём с того, как это он ехал. Есть варианты - ехал на лодке, хотя по-русски  ожидаешь, конечно, плыл, но и ехать ,в принципе, можно. Но всё равно, звучит искусственно и ,хотя рисовать  свесившегося через борт греку кажется  вполне убедительно, но меня этот вариант не заинтересовал с изобразительной точки зрения. Другой вариант - вброд(на коне?), но тоже как-то искусственно. Его тоже не рассматриваю.

И второй вариант - ехал по мосту. Верхом на коне или на телеге,( на санях -не сезон, если река не замёзрзшая).

Я выбираю  езду верхом. Просто потому, что не  разбираюсь в упряжи и ,пожалуй, напортачу с дышлом, дугой и оглоблями. Да, и ,к тому же, телега будет загромождать композицию и отвлекать внимание.

Теперь надо сообразить, как рисовать мост. Большой ,каменный с  быками –не пойдёт, грека же видел   дно реки - значит речка небольшая, мост выбираю бревёнчатый -некрутой дугой. Придётся обойтись без перил - увы, техникой безопасности я вынуждена  пожертвовать, иначе Грека просто не доберётся до рака.

И,опять же, не стоит изображать живописную панораму  местности. Ведь в скороговорке пейзаж не упоминается, значит его должно быть минимум.  Надо сфокусировать внимание зрителей на  том, что грека смотрит, грека суёт руку в воду, рак его цапает.  Тут вообще можно бы  в кадре показывать только торс  героя и его руки  очень крупно. Но не стану: в лубочной традиции  герой картинки всегда показан целиком.  А что это за герой? «Грека», это имя или национальность? Имя я не смогу передать  изобразительными средствами. Значит, попробую  обыграть внешность. Крупный нос, чёрные волнистые волосы. Одежда ,впрочем, будет характерной для лубков- красный кафтан, штаны, заправленные в сапоги, круглая шапка с отворотом.

Конь…если я усажу Греку на большого коня, то с этакой высоты Греке вообще  не до рассматривания раков будет. Нужен маленький конёк. Например, игрушечный. Скороговорка детская, и мы договаривались - картинка должна быть смешная. Вот тут-то  можно развернуться.  Лошадка может быть каталка или качалка -попробую оба варианта. Если в будущем вернусь к теме, то и лошадку-палочку с головой тоже  обыграю. На всех предметах,где возможно,в меру наведу тени-в лубочной традиции  их изображают короткой косой штриховкой.

 Ехал Грека.Лубок.

Ехал Грека Через реку

Итак, первая картинка  нарисовалась : чернокудрый красавец на лошадке качалке на середине моста вытаращив глаза  смотрит в реку. Он дрыгает ногами -надо же имитировать поступательное  движение. Конь ,раз уж он есть в кадре, тоже участвует в действии- сочувствует,  намекающе косится на всадника. Рак  демонстративно рассекает в реке. Все при деле. Кстати, воду  изображаю тоже традиционно-лубочным способом-не то чтобы волнами,а штриховкой.

Теперь кириллицей пишу текст, как это и принято на лубках- прямо в поле картинки, обычно сверху. Справа и слева пустоты заполняю декоративными лубочными цветочками. Они настолько орнаментальны и неуместны, что почти не воспринимаются зрителем и вопросов не вызывают. Зато дело своё знают: придают композиции законченность и нарядность.

Запомнили особенности лубочного стиля?  Но это не всё,в дальнейших статьях дальше будем углубляться. Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -"Изо" и "ручной труд" для детей по почте]

Вторая картинка- другая . Это не серия, я просто проверяла разные возможные варианты, цели нарисовать комикс я не ставила.

Итак, посмотрим, как Грека мог сунуть руку в реку. На берег бежать -далеко. Стоя -   нагибаться к воде  - не будет зрелищно. Я иду по самому простому пути: Грека лёг животом на мост и опустил руку в воду.

 Ехал грека.Лубочная картинка.

Ехал грека через реку 2

Он, конечно, спешился, но конь-то всё равно остаётся в кадре, значит , пусть  тоже играет нам на руку. Во-первых проверим вариант «лошадка-каталка», во-вторых, пусть этот конь смешит зрителей. Рака придётся сделать величиной с омара…и для куражу  изобразим не просто «цап за палец», а крепкое рукопожатие во всю ладонь. В принципе, такое прочтение вполне правомерно. Тааак, текст разобью на верхнюю часть, и внизу тоже будет продолжение. Это соответствует композиции, но неудачно то, что  слова оказываются написанными  по воде. А отчёркивать линией поле для текста не хочется. Увы, придётся смириться, уберу волны и напишу по реке. Так, теперь осталось навести традиционные цветочки - виньеточки, простенькую без наворотов рамка вокруг картинки , ну что - лубок и лубок!

И третий вариант иллюстрации к «Ехал грека»-развитие сюжета -что сделал Грека, когда был цапнут раком? Скорее всего, резко стряхнул рака с руки и  начал осматривать полученные «травмы». Думаю,что он на ноги не вскочил, но и лежать не остался. Значит, поставлю его на колени(страдательная поза). Рак при этом  нисколько не уплыл, а продолжает вовсю фигурировать: машет клешнями из воды.

 Лубок,лубочная картинка.

Ехал грека через реку 3

Конь так же не остаётся равнодушным к драматическим событиям: от желания быть в курсе всех событий  он встал на дыбы и только что не зализывает хозяйские раны.  Кстати, эта картинка сориентирована горизонтально: река шире, текст умещается в две строки, декоративных цветочков по бокам больше. Пожалуй, этот вариант  достовернее предыдущих.

У каждой из этих трёх лубочных  картинок есть свои плюсы и минусы. А как без этого?

Я же хотела вам рассказать  о  самом процессе обдумывания  и воплощения  замысла. То есть я хочу довести до читателей (и до моих учеников) мысль, что, если уж рисуешь, то надо стремиться к выразительности, динамичности и действовать обдуманно, проверяя разные варианты  воплощения замысла. И всегда старайтесь найти в картинке повод посмеяться, и пусть этот смех будет весёлый и заразительный.

Картинки «Ехал Грека» для вас нарисовала и описала словами  Марина Новикова.

Ещё про иллюстрирование  читайте

Козёл да баран.

Рукавичка

 


Метки: ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

  1. Максим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *