Иллюстрируем «Ехал Грека через реку»
Скороговорку про то как «ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак его за руку – цап!» знают наверняка все с детства.
Казалось бы смешной и незатейливый текст: вот ведь простак этот грека, прямо уж и не догадывался, что раку палец в (клешню)не клади. Но ладно, может и впрямь не ожидал.
А вот если мы возьмёмся иллюстрировать этот детский стишок, то тут сразу выяснится,что всё не так-то и просто. Можно рисовать реалистически, а можно и стилизовать. Например, под мультипликационный стиль, но это я делать не буду- и без меня охотников не счесть. Я же всегда ратую за возрождение искусства лубочной картинки и за народные традиции. Вот и расскажу, как я рисовала иллюстрации к грекиным приключениям в лубочном стиле: и познавательно и любимые лубки прорекламирую.
Заодно на конкретных примерах и стиль этот опишу.
Но у нас во главе угла вопрос иллюстрирования: если уж за такое дело берёмся,то надо чтобы картинка была
-по теме
-понятная
-интересная и остроумная (по-хорошему смешная)
-имела художественную ценность
Немало требований, а? Но, взялся за гуж …
Ясно, что не хватаемся за карандаши сразу- сначала шевелим мозгами.
Начнём с того, как это он ехал. Есть варианты - ехал на лодке, хотя по-русски ожидаешь, конечно, плыл, но и ехать ,в принципе, можно. Но всё равно, звучит искусственно и ,хотя рисовать свесившегося через борт греку кажется вполне убедительно, но меня этот вариант не заинтересовал с изобразительной точки зрения. Другой вариант - вброд(на коне?), но тоже как-то искусственно. Его тоже не рассматриваю.
И второй вариант - ехал по мосту. Верхом на коне или на телеге,( на санях -не сезон, если река не замёзрзшая).
Я выбираю езду верхом. Просто потому, что не разбираюсь в упряжи и ,пожалуй, напортачу с дышлом, дугой и оглоблями. Да, и ,к тому же, телега будет загромождать композицию и отвлекать внимание.
Теперь надо сообразить, как рисовать мост. Большой ,каменный с быками –не пойдёт, грека же видел дно реки - значит речка небольшая, мост выбираю бревёнчатый -некрутой дугой. Придётся обойтись без перил - увы, техникой безопасности я вынуждена пожертвовать, иначе Грека просто не доберётся до рака.
И,опять же, не стоит изображать живописную панораму местности. Ведь в скороговорке пейзаж не упоминается, значит его должно быть минимум. Надо сфокусировать внимание зрителей на том, что грека смотрит, грека суёт руку в воду, рак его цапает. Тут вообще можно бы в кадре показывать только торс героя и его руки очень крупно. Но не стану: в лубочной традиции герой картинки всегда показан целиком. А что это за герой? «Грека», это имя или национальность? Имя я не смогу передать изобразительными средствами. Значит, попробую обыграть внешность. Крупный нос, чёрные волнистые волосы. Одежда ,впрочем, будет характерной для лубков- красный кафтан, штаны, заправленные в сапоги, круглая шапка с отворотом.
Конь…если я усажу Греку на большого коня, то с этакой высоты Греке вообще не до рассматривания раков будет. Нужен маленький конёк. Например, игрушечный. Скороговорка детская, и мы договаривались - картинка должна быть смешная. Вот тут-то можно развернуться. Лошадка может быть каталка или качалка -попробую оба варианта. Если в будущем вернусь к теме, то и лошадку-палочку с головой тоже обыграю. На всех предметах,где возможно,в меру наведу тени-в лубочной традиции их изображают короткой косой штриховкой.
Итак, первая картинка нарисовалась : чернокудрый красавец на лошадке качалке на середине моста вытаращив глаза смотрит в реку. Он дрыгает ногами -надо же имитировать поступательное движение. Конь ,раз уж он есть в кадре, тоже участвует в действии- сочувствует, намекающе косится на всадника. Рак демонстративно рассекает в реке. Все при деле. Кстати, воду изображаю тоже традиционно-лубочным способом-не то чтобы волнами,а штриховкой.
Теперь кириллицей пишу текст, как это и принято на лубках- прямо в поле картинки, обычно сверху. Справа и слева пустоты заполняю декоративными лубочными цветочками. Они настолько орнаментальны и неуместны, что почти не воспринимаются зрителем и вопросов не вызывают. Зато дело своё знают: придают композиции законченность и нарядность.
Запомнили особенности лубочного стиля? Но это не всё,в дальнейших статьях дальше будем углубляться.
Вторая картинка- другая . Это не серия, я просто проверяла разные возможные варианты, цели нарисовать комикс я не ставила.
Итак, посмотрим, как Грека мог сунуть руку в реку. На берег бежать -далеко. Стоя - нагибаться к воде - не будет зрелищно. Я иду по самому простому пути: Грека лёг животом на мост и опустил руку в воду.
Он, конечно, спешился, но конь-то всё равно остаётся в кадре, значит , пусть тоже играет нам на руку. Во-первых проверим вариант «лошадка-каталка», во-вторых, пусть этот конь смешит зрителей. Рака придётся сделать величиной с омара…и для куражу изобразим не просто «цап за палец», а крепкое рукопожатие во всю ладонь. В принципе, такое прочтение вполне правомерно. Тааак, текст разобью на верхнюю часть, и внизу тоже будет продолжение. Это соответствует композиции, но неудачно то, что слова оказываются написанными по воде. А отчёркивать линией поле для текста не хочется. Увы, придётся смириться, уберу волны и напишу по реке. Так, теперь осталось навести традиционные цветочки - виньеточки, простенькую без наворотов рамка вокруг картинки , ну что - лубок и лубок!
И третий вариант иллюстрации к «Ехал грека»-развитие сюжета -что сделал Грека, когда был цапнут раком? Скорее всего, резко стряхнул рака с руки и начал осматривать полученные «травмы». Думаю,что он на ноги не вскочил, но и лежать не остался. Значит, поставлю его на колени(страдательная поза). Рак при этом нисколько не уплыл, а продолжает вовсю фигурировать: машет клешнями из воды.
Конь так же не остаётся равнодушным к драматическим событиям: от желания быть в курсе всех событий он встал на дыбы и только что не зализывает хозяйские раны. Кстати, эта картинка сориентирована горизонтально: река шире, текст умещается в две строки, декоративных цветочков по бокам больше. Пожалуй, этот вариант достовернее предыдущих.
У каждой из этих трёх лубочных картинок есть свои плюсы и минусы. А как без этого?
Я же хотела вам рассказать о самом процессе обдумывания и воплощения замысла. То есть я хочу довести до читателей (и до моих учеников) мысль, что, если уж рисуешь, то надо стремиться к выразительности, динамичности и действовать обдуманно, проверяя разные варианты воплощения замысла. И всегда старайтесь найти в картинке повод посмеяться, и пусть этот смех будет весёлый и заразительный.
Картинки «Ехал Грека» для вас нарисовала и описала словами Марина Новикова.
Ещё про иллюстрирование читайте
Метки: лубок, Лубочные картинки
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
Иллюстрация к скороговорке напомнило то время, когда я ходил в детскую библиотеку и брал книжки-малышки домой для чтения они так же были оформлены карандашным рисунком. Очень интересная и грамотная статья посвящена иллюстрации! Рисунки точно отражают все происходящее. Самое примечательное это эмоции, мимика коня и Грека, так же очень понравилось заполнение пустого пространства цветами в стиле росписи хохломой. Вам бы Марина оформлять детские книжки-малышки – эти книги всегда будут востребованы и точно не исчезнут с полок книжных магазинов!
Спасибо.Как любому художнику мне так нужно услышать,что мои картинки поняты и нравятся людям.