Изобразительное творчестводля детей

Как (не) рисовать иллюстрации к сказке»Репка»

Здравствуйте, товарищи!

Вчера я рассказывала  сказку про редьку и пояснила, что это  взамен Репки. Потому что иллюстрировать «Репку» считаю делом весьма сложным.... Кааак?-КАК?-да это же Репка! -наша самая детско-ясельная сказочка! Что может быть проще Репки? - только пареная репа!Согласитесь, такие мысли сразу приходят в голову.

А ещё  есть у нас такая  хитрая отмазка: дети такие выдумщики, у них фантазия такая, что нам- взрослым не снилось. Нарисовать картинку  к Репке?- да  детишки  с лёгкостью вам  чудес и удивлений  понарисуют.

Товарищи!  Вот когда такие  шапкозакидательные мысли приходят к вам в голову, то отдайте себе отчёт - откуда собственно эта уверенность берётся?  Да, фантазия у детей (порой)   отличается от нашей и свободой и неожиданными решениями.  Но считать, что раз так, то и нарисуют дети сразу  чудо-картинки вовсе не следует. Фантазия -одно, а просто уменье рисовать -это другое. И, блажа про  буйное детское воображение, предполагать , что всё само здорово получится - это снимать с себя ответственность. Просто уходить от проблемы. Не будем поддаваться   желанию идеализировать ситуацию - детей надо учить  рисовать. Причем то, что им доступно по возрасту и возможностям.

Вот «Репку» иллюстрировать  с детьми я ,честно скажу -  больше не стану.

Сейчас объясню почему. Самая типичная картинка у(5-10летних-да-да,я не ошиблась, именно и у пятилеток и у десятилеток) детей –вот такая:

Рисуем картинки к сказкам.

Серьёзно как иллюстрацию к сказке «Репка» такую картинку рассматривать нельзя. А делать скидку на то, что рисунок детский -тоже не дело: мы ведь не предлагаем  детсадовцам   извлекать корни или вычислять логарифмы , а если они в ответе получат «яблоко» или «цветочек»,то мы же не скажем - для их возраста  они приемлемо так вычислили.

Поэтому я думаю, что сказки типа «Репки» очень хороши для   прослушивания, замечательные постановки  костюмированные по этому сюжету  ставят с детьми, но вот рисовать  - рано. Просто слишком трудно для детей.

Вот давайте думать вместе.  Какой у сказки сюжет? Дед посадил репку, она выросла большая-пребольшая,  и когда он попытался выдернуть эту репу, она не поддалась. Дед позвал на помощь бабку, и вдвоём не получилось. Дальше звали внучку, Жучку, кошку.  Удалось  выдернуть репу, когда к ним  присоединилась мышка, репка была вытащена.

Итак, можно рисовать картинку дед стоит около грядки и  озадаченно чешет голову.

 Дед размышляет.

Картинка по теме, но  дело-то в том, что сюжет сам подталкивает рисовать героев в действии. Если же рисовать деда тянущего репку, то тут вопросов больше чем ответов. Как я уже говорила – репка очевидно так крепко сидела в земле потому, что была большая и погружена была в почву глубже чем наполовину.  Думаем дальше: за что ухватился дед выдирая репку? За саму репу? -Нет ,конечно! Значит за листья. За концы листьев?...Если подумать,то тоже нет-он взялся у самого основания, где черешки толстые и крепкие.

Что же мы видим? А то, что мы рассуждаем УМОЗРИТЕЛЬНО. У нас нет реальной возможности понаблюдать за человеком, решающим проблему, как  огромную репу вытащить из земли.  Вот это и  является  слабым звеном нашего обучения: в классе или в группе невозможно поставить натурщика и  внимательно посмотреть   на позу и её изменения по ходу  различных попыток деда  дёргать так и этак. Увы-увы, в том, что картинки у детей беспомощно-непохожие ни на что, вина  не детей, это отсутствие опыта наблюдения и рисования с натуры. А такую сложную позу, как напряжённое вытягивание  так просто не смоделировать в воображении.

Вот, задумав рисовать деда, тянущего репу, я сначала вспомнила -  что? Конечно  яркие иллюстрации из детских книжек.

 Иллюстрация из книги

Дед, баба и остальная компания  стоят  паровозиком откинувшись назад и упираясь пятками в землю. Позы напоминают…попытку тормозить, или  как если бы они катились на водных лыжах.

Тянет-потянет

Ну, я тоже  для начала рисую позу вроде такой. Но что-то эта картинка не кажется мне убедительной. Что-то не так. Это должно   выглядеть как-то иначе. Привязываю верёвку к ножке дивана и принимаюсь  напряжённо тянуть.

Тянет дед ,да вытянуть не может

 

И что выясняется? А то, что надо  упираться в землю широко расставленными ногами. Тело наклоняется,  голова  тоже: смотреть в небо не момент, надо следить вытягивается ли репа. Итак, на опыте я узнала, что моя умозрительная картинка не соответствовала реальным  действиям человека в такой ситуации. И это только первый этап.

А дальше нам надо правильно нарисовать бабу.  Как она тянула деда? Держа за пояс, или обхватив за талию? Во-первых, это надо…видеть.  Умозрительные построения   вполне допустимы, но там, где позы не так сложны и не требуют  в обязательном порядке  наблюдения  в натуре.

Если вернуться к сказке про Бога Грома, то  по сюжету нарисовать как дед и внучка под дождём радостно смотрят на оживающие ростки редьки – это вполне возможно и для детей и при этом  особо погрешить против реальности  в картинке  не с чего: позы простые. Так к чему я хочу призвать? К тому, чтобы выбирать темы для рисунков  с учётом возможностей их изображения, а не руководствуясь только интересностью или традиционностью сюжета. И ещё –  всегда, когда это доступно следует рисовать с натуры, а не по воображению, которое очень уж часто заменяется у нас  чужим воображением - художников- иллюстраторов и мультипликаторов. Сюжеты для проявления детской фантазии надо выбирать не истоптанные и заезженные , а свежие и простые.

Своими мыслями о подходах к обучению детей иллюстрированию сказок  с вами  поделилась Марина  Новикова.

А вы что думаете по этому, реально важному для нас  вопросу?

....................................................................

А вот моя лубочная картинка  на тему  сказки. Некоторые  находки  я позаимствовала у детей,  но есть и свои :

  Лубок,лубочная картинка

Лубочная картинка

Помните дон Хуан учил Карлоса  применять контролируемую глупость?  Вот  следуя его заветам я и нарисовала этот лубок,чтобы  мне самой увидеть смешную сторону во всём  этом  нашем обучении.


Метки: , ,

Google+

ПлохоХорошоОчень хорошоОтличноСупер (Пока нет оценок, будьте первым)
Загрузка...
Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

  1. Татьяна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *