Изобразительное творчестводля детей

Иллюстрирование сказок: что предпочтём — репку или редьку?

Здравствуйте, товарищи!

Продолжим беседу на тему«как рисовать иллюстрации». Я иллюстрирование считаю одним из наиболее действенных  способов развития воображения у детей, сама много рисую иллюстраций для своего творческого роста и постоянно работаю над методами и подходами к обучению детей искусству иллюстрирования.

Я уже рассказывала, что для тематических композиций стараюсь предлагать детям малоизвестные сказки, такие, иллюстраций к которым в книгах или экранизаций дети ещё не видели. Причины понятны: наизусть известные русские народные сказки уже настолько полно проиллюстрированы художниками, что дети просто вообще не имеют возможности сказать какое-то своё слово. И более того, примелькавшиеся картинки зашоривают детей, они буквально боятся  нарисовать как-то иначе, чем виденные в книгах яркие образцы.

Например, раньше, пред тем, как рисовать картинку по «Репке», я всегда проводила беседу «почему это не удавалось выдернуть репку?»

Раз вопрос стоял о «выдёргивании», значит, репка сидела глубоко в земле. Так? Проблема была не столько в необыкновенной величине, сколько в том, что крупный корнеплод был больше чем наполовину погружён в землю. В противном случае, проблема была бы не выдёргивать, а, например, сдвинуть с места, поднять или перекатить урожайную репу. Дети с моими доводами соглашаются, но… НО. Но во всех  детских книжках репу принято рисовать именно видимой целиком, только самый кончик корня, видимо уходит в глубины, и вся семья бьётся над лежащей на поверхности большой как котёл репой. И дети так и рисуют. А когда я предлагаю заглубить репу так, чтобы из земли виднелась только ботва, дети совершенно не знают, как это сделать: весь их предыдущий опыт (рассматривания иллюстраций других и, так сказать, авторитетных художников), криком кричит, что репа должна большим шаром лежать на грядке. Добиваться иных композиционных решений от детей - это уже вопрос переучивания и вообще в слове «добиваться» корень «бить», а это не наша задача. Поэтому я оставила репку в покое и обычно выбираю для иллюстрирования чужеземные сказки. Например, по теме «Овощи» отлично идёт японская сказка  «Бог грома». Слушайте.

Рисунок РедькаВ одном горном селении люди жили очень беднО. На крошечных участочках земли они растили редьку и ею и питались круглый год. Нам такая еда может показаться ужасно однообразной, но времена были иные, этим людям за счастье были годы, когда редька давала хороший урожай, иначе - голодная смерть.

В этой деревне жили старичок и его внучка. Родители девочки умерли, но малышка  выжила, и вот, на старости лет, внучка была отрадой для старичка, только ради неё он и жил.

Целыми днями работали они на своём огородике, и вот в один год как раз редька начала наливаться, и они уж было возликовали, но тут началась засуха, да какая! Речушка, орошавшая их земли, пересохла, и неоткуда было взять ни капли. Редька начала неотвратимо вянуть и желтеть. День за днём старичок и девочка со страхом смотрели в горячее безоблачное небо: оно несло смерть. Листики редьки уже скорчились и бессильно лежали на сухой, растрескавшейся земле.

И тогда старичок решил пойти к богу грома, который жил в кратере потухшего вулкана. Это было очень страшно - идти к самому богу, но терять им было уже нечего. И они пошли. Дойдя до  вершины горы, они увидели глубокую дыру без дна. Там-то и жил бог грома. Они стали возносить молитвы, но безрезультатно, ничего не происходило. И тут на старичка нашло отчаяние, себя ему не было жалко, но знать, что внучка обречена было невыносимо. Старичок схватил камень, бросил в дыру и закричал: Ты плохой бог! Ты должен поливать землю и заботиться чтобы всё росло и цвело, а ты что же , спишь что ли?

И тут из глубины послышался голос: О! Простите меня! Я и вправду заспался! Неужели я упустил все сроки… Не ругайте меня, пожалуйста! Я сейчас же всё исправлю!

И из  кратера поднялось вверх большое облако, которое тут же превратилось в тучу, и пошёл дождь. Старичок и девочка побежали домой, когда они добрались до своего огорода, то увидели, что все до единой их редьки ожили, весело зазеленели, подняли листики и ликуют в струях  дождя. Так вот, старичку удалось  перебороть судьбу и стихии.

Мне эта сказка очень нравится. Сказки про старичков и старушек меня очень задевают, не мудрено: у меня пожилая мама.  И я всегда хочу, чтобы она выигрывала в жизненных испытаниях.

И к тому же, детям рисовать картинки к  этой сказке проще и свободнее: они действительно рисуют кто во что горазд, а не по каким-то мысленным штампам и образцам.

Свои соображения об иллюстрировании «Репки» и японскую сказку про бога грома вам рассказала Марина Новикова.

 


Метки: ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

  1. магазины строительных материалов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *