Как и зачем вырезать листья (деревьев)
Начался учебный год, и наметилась тенденция: в последнее время одним из частых поисковых запросов, по которым читатели приходят на наш сайт стал «вырезаем листья» или «как вырезать листья деревьев».
Самая МОЯ тема: по образованию я ботаник.
Сделаю небольшое лирическое отступление - расскажу как это получилось. В школе в конце года перед шестым классом учительница биологии дала всем на лето задания. Кому что, а мне было поручено составить гербарий «Формы листьев растений».
Не помню уже, как к этим заданиям отнеслись мои одноклассники, но меня буквально накрыло: всё лето я сидела в библиотеке, штудировала мощные научные тома, составляла таблицы и обшаривала луга и поля - гербаризировала всевозможные листья. Гербарий получился очень внушительный, а к сентябрю я уже без колебаний знала, что когда вырасту, буду учиться на ботаника. Вот так, случайное событие определило судьбу. Работать по специальности мне не довелось, однако полученные знания пригождаются, и вообще по жизни я люблю всё живое, а всё зеленеющее и цветущее - особенно. И, как могу, прививаю эту любовь своим ученикам.
Листья растений чрезвычайно интересны сами по себе, а уж для развития рук и глазомера детей, для закрепления всевозможных навыков, они настоящий клад. Просто вырезать листья деревьев, это лишь малая часть. Товарищи! Не проходите мимо множества других обучающих возможностей листьев.
Как ещё они нам могут пригодиться ?
1. Листья как правило симметричны. Нарисовать половины листьев и предложить ученикам дорисовать вторые. То есть от руки нарисовать эти заготовки, а не распечатать все одного формата. Замечу, что при общности форм, все эти половинки разные. Да, дети рисуют и объясняют в чём отличие: «широкое сердечко», «узкое сердечко», «сердечко с ушками». А тот вариант, где ось листа наклонена, имеет дополнительные усложнение для азарта, так сказать.
2. Дорисовать, разумно раскрасить. Не просто аккуратно, а в нужном направлении - как расположены боковые жилки листа. Хорошее упражнение: тренируются разные направления штриховки, причём ученики должны это направление выбрать по здравом размышлении, и, разумеется, лучше всего с натуры. Рассматривание жилок настоящего листа лучше всего подскажет как штриховать.
3. Лист можно согнуть и вырезать по линии - освоение симметрии. А вырезанный лист раскрасить(правильно заштриховать), это сложнее, чем невырезанный, и в этом есть своя прелесть.
4. Он потом может послужить трафаретом для других листьев. Или образцом для вырезания подобного листа без предварительного рисунка из чистого листа.
5. Можно потренироваться в вырезании симметричных листьев разного размера, но одной формы.
6. Можно просто дать задание точно срисовать лист, то есть соблюсти размер и форму.
И это только навскидку я придумала столько разных заданий развивающих руки и глазомер детей.
Сами по себе они не так и увлекательны, особого «драйва» в раскрашивании-вырезании нет. Это уж дело правильной мотивации, чтобы дети сами хотели всё это выполнять. Однако дорисовать пару сердцевидных листиков, вырезать тройчатый – хорошо, но мало. Для закрепления навыка надо это проделать много-много раз. Чтобы это не прискучило мы будем разнообразить задания. Но в том и дело, что отрабатывается именно определённое действие, типа, согнуть-вырезать или скопировать по образцу. Поэтому надо варьировать образцы!
Чтобы ваши ученики не закисли и радостно бросались штриховать и вырезать листья надо, чтобы форма этих листьев была очень-очень разной. Не вопрос: вот вам три таблички с разнообразнейшими листьями: результаты моих ботанических изысканий. Всевозможных симметричных фигур для рисования хватит очень надолго.
Научные названия я подписала отчасти чтобы вспомнить былое, а отчасти для понтов: дети онемевают, когда я с умным-преумным видом сообщаю что «у папоротника дваждыперистосложный лист!», а у одуванчика-«струговидный». Да вот, наши предки плавали на стругах и, видать, эти струги были похожи на лист одуванчика. На этом материале можно нарисовать классный ковёр осенних листьев или сделать аппликацию.
А сейчас почитайте статью про то, какую пользу для развития внимания и глазомера можно извлечь из рисования узора жилок на листьях.
Наверняка по ходу ещё много идей придумаются, и я буду пополнять эту статью.
Если мои читатели подскажут мне что я упустила или предложат свои интересные варианты заданий на тему «Лист растения», то я буду благодарна и дополню статью.
P.S. Посмотрела я на поисковые запросы. Народ очень хочет шаблоны и трафареты листьев для вырезания. Хорошо,вот несколько крупных картинок:
О том, как вырезать листья деревьев и не только деревьев и не только вырезать, вам рассказывала Марина Новикова.
Метки: вырезание из бумаги, вырезание силуэтов, как рисовать растения, штриховка для детей
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
Проверка работы капчи
Замечательно занятие! Полезно для развития пространственного мышления, логики, художественного вкуса … Спасибо!
Спасибо! Слова одобрения всегда так воодушевляют.
Умение рисовать листья пригодится всегда )) Ведь что ни растение, то куча листьев на нём. Спасибо!
Согласна.Но поглядев на эти две скобочки после «всегда» я подумала:и зимой тоже.