Как правильно выполнять раскраски Хохлома
Как работать с раскрасками Хохломские узоры.
Как-как, раскрашивай в красный, чёрный да жёлтый и живи да радуйся, что детки приобщаются к народному искусству. Чего ещё хотеть?
Ну, мы-то с вами понимаем, что всё не так просто. Если уж берёмся за раскрашивание, так уж с ясной реалистической целью. Я вам сразу скажу - дети не запоминают особенности этих народных игрушек, росписей, узоров... Вот "проходим" мы несколько занятий дымку по программе, а потом через полгода спроси - что это за конёк или барыня такая, вспомнят один-два человека из класса. Так что не будем обольщаться, дети никакой-такой близости к народным корням и истокам от того, что поглядели на игрушки да утварь и пораскрашивали шаблончики по образцу, не обретают.
А поэтому мы поставим себе иные цели. Конечно же - развитие рук и глазомера. Вот тут уже есть для чего стараться. Сейчас расскажу, как я это делаю.
Итак, берём раскраску с хохломскими узорами. Например:
Сначала обведём фломастерами. Чёрным и красным. Хохлома, конечно, золотая, но обводить жёлтым цветом по серым линиям - толку нет, не видно ничего (хотя дети этого, обычно, не замечают).
Обвели:
Обводилки - дело очень полезное. При любом удобном случае я стараюсь сделать так, чтобы ученики не просто что-то красили, но перед этим чётко обводили рисунок - у детей нарабатывается очень верная рука. Но теперь пора уже красить. Работать будем либо фломастерами, либо цветными карандашами.
Я предвижу вопрос - а почему карандашами, а не красками? Ведь Хохломская-то роспись по-идее. Работа кистью тоже ведь руки здорово развивает.
Но тут отвечу так: по опыту знаю, что это не вариант, на раскрасках особенности народной росписи не освоить.
Сейчас сделаю лирическое отступление по теме. Как-то водили нас на экскурсию в цех росписи деревянной утвари хохломскими узорами. Я долго наблюдала за мастерицами: одни расписывали сразу, без эскиза, полагаясь только на чутьё и глазомер. Вы же понимаете, что характерные завитушки получаются так: сначала тонко - кончиком кисти, потом нажим - и мазок расширяется, потом без нажима - опять тонко. Это нарабатывается с опытом. С долгим опытом постоянных тренировок. Вторая категория мастериц в цехе действовали так - они рисовали карандашом на чашах и братинах узоры и потом их как-бы заштриховывали кистью. Морока!
Я вот сама без рисунка - просто из головы нарисовала (на спор с самой собой) так:
А вот готовую раскраску раскрашивать буду мелкими мазочками, потому что за контур выйти нельзя:
Кистью заполнять чётко очерченный контур - это маета и профанация идеи. Да!
Поэтому вернёмся к нашим фломастерам - пользы для рук будет больше.
Да не спешите, сначала я произнесу напутствие, что мы вот сейчас будем тренировать дугообразное движение запястья, затем и выбрана картинка с большим количеством завитушек. Красить надо по дуге, по ходу завитушек. Если вы не скажете этого ученикам, они быстро раскрасят так:
Поэтому показываем способ правильной штриховки:
Ну, теперь главное не спешить и за контур не выходить:
Вот и раскрасили раскраску Хохлома. Цель достигнута - мелкую моторику рук потренировали.
А вот вам ещё раскраска Хохлома - для разнообразия можете потренироваться на ней.
Как выполнять раскраску Хохлома правильно и с пользой вам рассказала Марина Новикова.
Метки: народная роспись, развивающие раскраски, хохлома, хохломские узоры
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки