Уроки живописи в начальной школе — осваиваем дымковскую роспись
Уроки рисования в начальной школе
Я хочу сказать – в общеобразовательной школе. Ну, у меня-то кружковые занятия, но по форме – те же самые уроки. Занимаемся в классе – столы стоят в три ряда. Народу – человек 28. Скученность очень большая. Если по-уму, то рисовать надо бы только цветными карандашами или фломастерами чтобы не было лишних проблем.
Да, рисования красками я… избегаю. И с детства сама не любила работать кистью и до сих пор имею предубеждения. Но это мои личные предпочтения художника-графика.
Но работа кистью очень хорошо развивает и гибкость рук и умение регулировать нажим - много пользы – если посмотреть теоретически. Перейдём к практике?
Рисование красками в начальной школе
Осенью, когда мы с четвёртым классом месяца два подряд только и делали что растения рисовали с натуры, и у ребят рисунки получались просто здоровские. И я так осмелела, что решила рискнуть – попробуем работать в цвете: на следующее занятие ПРИНЕСИТЕ КРАСКИ.
Ага, краски принесли. И даже кисти не забыли. Но банки для воды – только у половины. Так. Значит пишем в дневниках : краски, кисти, банку, салфетку, палитру, альбом… карандаш, ластик… что ещё?
И вот час икс - звонок прозвенел - народ сидит, ждёт живопись. Краски у кого что - акварель, гуашь. Наборы от 6 до 24 цветов. Оооо! Кисти. Ну, кисти, в основном, «белка». И «пони». И то и другое – китайская подделка. Честно вам скажу – в последние годы я даже «колонка» качественного в канцелярских магазинах не видела . А уж из чего изготовляются белки-пони гадать не буду, но они очень посредственные по качеству. Я сама рисую нейлоновыми кистями. Как ни парадоксально – нейлон дёшев, но очень хорош – кисти отлично держат форму, удерживают большой объём краски, дают хорошо варьируемый мазок, служат долго.
Но убеждать учеников забить на их плохие ТРАДИЦИОННЫЕ беличьи кисти и бежать в магазин за моим хвалёным нейлоном… Хммм... Стоит ли игра свеч?
Вобщем, пробуем рисовать тем, что есть. Дело очень непростое - большая часть пони-белок выглядят как маленькое помело и форму мазка ими вообще регулировать невозможно. Дети как бы замазывают карандашный рисунок краской. Или зашпаклёвывают.
А что - технику живописи нужно нарабатывать и оттачивать годами и причём правильным инструментом. Если же в детском саду учили рисовать, но не учили самой технике, просто возьмите кисть и красьте, то дети и остаются впоследствии на том уровне, когда кистями просто мажут.
Да, если технике не учить последовательно и планомерно, то человек не обязан дойти до высот искусства своим умом – я десять лет в школе и пять лет в университете на занятиях с лыжами просто с трудом скользила ногами по лыжне и не в лад переставляла палки, стараясь только, чтобы они в ногах не путались.
Но вернёмся к живописи. Кисти у большинства учеников были плохой ширпотреб и свои красивые карандашные рисунки листьев и цветов дети замалёвывали довольно пугающим образом.
Или всё-таки заставить купить нейлон? В приказном порядке?
Надо подумать.
……………………………………………………………................................................
Но потом сезон прошёл, зимой мы занялись бумажными моделями и иллюстрациями.
Однако вот - по программе народные игрушки.
-Ребята, какие виды народной игрушки вы знаете?
-Глиняные! Лошадки!
-Хорошо, а по месту изготовления и особенностям стиля? Например – дымковские, а ещё какие?
Глухое молчание. В детском саду они, факт, проходили дымковские-филимоновские, но ведь это когда было-то? За годы эта информация выветрилась. Не очень-то, видать, и нужна была.
Тем не менее, в детских садах и в первых классах очень даже обычное дело раздать детям вырезанные силуэты дымковских лошадок и разукрашивать плоские картинки дымковскими узорами. С точки зрения развития рук и глазомера польза в таком занятии есть, но в смысле изучения и привития любви к народному искусству – полная профанация идеи.
Хорошо, общими усилиями мы с четвёртым классом слово «дымковские» вспомнили. Ладно, чем чёрт не шутит – может узоры нарисуют? Принесите в следующий раз краски… и вообще всё-всё-всё, что надо для живописи.
На следующем занятии – красота! - парты щетинятся пучками беличьих и пони-кистей. Во-о-от, не настояла я на покупке нейлона, и теперь будем терзать поняшек.
Вывешиваю на доске лист А4 и начинаю рисовать дымковские узоры. Начнём с простых - параллельные полосы и клетка.
Восхитительно - такой сложности работа беличьим кистям по плечу - картинки выходят красивые.
Добавляем крапинки – дааа, это уже посложнее – неуклюжие и неэластичные пони этого не могут. А белки справляются с трудом.
Вторая картинка с была – на листе А4 я рисовала узоры строчка за строчкой.
Прямо скажем – круги и кольца получались у учеников с трудом. Сразу было видно, что если, например, в масштабе альбомного листа, узор ещё как-то получается, то на игрушках с ладонь величиной что-то такое рисовать – делать нечего.
Такие дела.
Если бы моим ученикам предстояло зарабатывать на жизнь изготовлением дымковских игрушек, то был бы смысл тренироваться и совершенствоваться. А так- ну что - попроводили полоски-волны и хватит.
Ну вот, я вам рассказала про организацию уроков живописи в начальной школе. А мораль такая:
- для хорошего результата правильные инструменты – это полдела!
- правильные инструменты постараются найти те, кому это нужно по своему сильному внутреннему желанию, а не потому, что по программе у нас дымковская роспись.
Метки: живопись, уроки рисования красками
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки