Изобразительное творчестводля детей

Уроки живописи в начальной школе — осваиваем дымковскую роспись

Дымковская роспись

Дымковские узоры

Уроки рисования в начальной школе

Я хочу сказать – в  общеобразовательной школе. Ну, у меня-то кружковые занятия, но по форме – те же самые уроки. Занимаемся в классе – столы стоят в три ряда. Народу – человек 28. Скученность очень большая. Если по-уму, то рисовать надо бы только цветными карандашами или фломастерами чтобы не было лишних  проблем.

Да, рисования красками я… избегаю. И с детства сама не  любила  работать кистью и до сих пор имею предубеждения. Но это мои личные предпочтения художника-графика.

Но работа кистью очень хорошо развивает и гибкость рук и умение регулировать нажим - много пользы – если посмотреть теоретически. Перейдём к практике?

Рисование красками в начальной школе

Осенью, когда мы с четвёртым классом месяца два подряд только и делали что растения рисовали с натуры, и у ребят рисунки получались просто здоровские. И я так осмелела, что решила рискнуть – попробуем  работать в цвете: на следующее занятие ПРИНЕСИТЕ КРАСКИ.

Ага, краски принесли. И даже кисти не забыли. Но банки для воды – только у половины. Так. Значит  пишем в дневниках  : краски,  кисти, банку, салфетку, палитру, альбом… карандаш, ластик… что ещё?

И вот час икс - звонок прозвенел - народ сидит, ждёт живопись. Краски у кого что - акварель, гуашь. Наборы от 6 до 24 цветов. Оооо! Кисти. Ну, кисти, в основном, «белка». И «пони». И то и другое – китайская подделка. Честно вам скажу – в последние годы я даже «колонка» качественного в канцелярских магазинах не видела . А уж из чего изготовляются белки-пони гадать не буду, но они очень посредственные по качеству. Я сама рисую  нейлоновыми кистями. Как ни парадоксально – нейлон дёшев, но очень хорош – кисти  отлично держат форму, удерживают большой объём краски, дают хорошо варьируемый мазок, служат долго.

Но убеждать учеников забить на их плохие ТРАДИЦИОННЫЕ беличьи кисти и бежать в магазин за моим хвалёным  нейлоном… Хммм... Стоит ли игра свеч?

Вобщем, пробуем рисовать тем, что есть. Дело очень непростое - большая часть пони-белок выглядят как маленькое  помело и форму мазка ими вообще регулировать невозможно. Дети как бы замазывают карандашный рисунок краской. Или зашпаклёвывают.

А что - технику живописи нужно нарабатывать и оттачивать годами и причём правильным инструментом. Если же в детском саду учили рисовать, но не учили самой технике, просто возьмите кисть и красьте, то  дети и остаются впоследствии на том уровне, когда  кистями просто мажут.

Да, если технике не учить последовательно и планомерно, то  человек не обязан дойти до высот искусства своим умом – я  десять лет в школе и пять лет в университете на занятиях с лыжами просто с трудом скользила ногами по лыжне и не в лад переставляла  палки, стараясь только, чтобы они в ногах не путались.

Но вернёмся к живописи. Кисти у большинства учеников были плохой ширпотреб и свои красивые карандашные рисунки листьев и цветов дети замалёвывали довольно пугающим образом.

Или всё-таки заставить купить нейлон? В приказном порядке?

Надо подумать.

……………………………………………………………................................................

Но потом сезон прошёл, зимой мы занялись бумажными моделями и иллюстрациями.

Однако вот - по программе народные игрушки.

-Ребята, какие виды народной игрушки вы знаете?

-Глиняные! Лошадки!

-Хорошо, а по месту изготовления и особенностям стиля? Например – дымковские, а  ещё какие?

Глухое молчание. В детском саду они, факт, проходили дымковские-филимоновские, но ведь это когда было-то? За годы   эта информация выветрилась. Не  очень-то, видать, и нужна была.

Тем не менее, в детских садах и в первых классах  очень даже обычное дело  раздать детям вырезанные силуэты дымковских лошадок и разукрашивать плоские картинки дымковскими узорами. С точки зрения развития рук и глазомера  польза в таком занятии есть, но в смысле изучения и привития любви к народному искусству – полная профанация идеи.

Хорошо, общими усилиями  мы с четвёртым классом слово «дымковские» вспомнили. Ладно, чем чёрт не шутит – может  узоры нарисуют? Принесите в следующий раз краски… и вообще всё-всё-всё, что надо для живописи.

На следующем занятии – красота! - парты щетинятся пучками беличьих и пони-кистей. Во-о-от, не настояла я на покупке нейлона, и теперь будем терзать поняшек.

Вывешиваю на доске лист А4 и  начинаю рисовать  дымковские узоры. Начнём с простых - параллельные полосы и клетка.

Изучаем дымковские узоры

Элементы дымковской росписи

Восхитительно - такой сложности работа беличьим кистям по плечу - картинки выходят красивые.

Добавляем крапинки – дааа, это уже посложнее – неуклюжие и неэластичные пони этого не могут. А белки справляются с трудом.

Вторая картинка с была – на листе А4 я рисовала узоры строчка за строчкой.

Дымковские узоры

Дымковские узоры

Прямо скажем – круги и  кольца   получались у учеников  с трудом. Сразу было видно, что  если, например, в масштабе альбомного листа, узор ещё как-то получается, то на игрушках с ладонь величиной  что-то такое рисовать – делать нечего.

 Дымковская роспись

Такие дела.

Если бы  моим ученикам предстояло зарабатывать на жизнь изготовлением дымковских игрушек, то был бы смысл   тренироваться  и совершенствоваться. А так- ну что - попроводили  полоски-волны и хватит.

Ну вот, я вам рассказала про организацию уроков живописи в начальной школе. А мораль  такая:

- для хорошего результата правильные инструменты – это полдела!

- правильные инструменты постараются найти те, кому это нужно по своему сильному внутреннему желанию, а не потому, что по программе у нас дымковская роспись.

 


Метки: ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *