Пальчиковая живопись
Здравствуйте, товарищи. Я взялась сделать обзор различных способов развития мелкой моторики рук у детей. Все-все-все способы и методики, конечно, не охватить, хотя бы потому, что изобретательность людей неиссякаема: как ни погляди в интернет, народ всё новые идеи предлагает. И это прекрасно.
Но сейчас я собиралась поделиться с вами своими соображениями, насчёт применения пальчиковых красок. Причём статья скорее педагогическая, чем конкретные инструкции по технике живописи пальцами и ладошками.
Так вот. Сама я хотя и являюсь художником, но с самого детства я ценю и люблю только графику, живопись - не моё. Кистями и красками рисовать я научена и умею очень даже красиво, но делаю это неохотно и по принуждению. Оно и понятно, например музыканты предпочитает клавишные, кто-то духовые инструменты. Дело вкуса. Но я о работе красками: и в школе и в детских садах я замечаю, что и дети кто-то любит рисовать карандашами, другие охотно берутся за кисть. Разные вкусы и разный подход к самореализации. Во всяком случае, я вчуже сочувствую малышам, которым работа красками не в радость, а по программе живопись обязательна.
Разумеется, на жизнь художники зарабатывают в основном живописью. Я много лет расписываю стены. По-жизни я не бог весть как аккуратна, и, зная это о себе, сознательно контролирую себя, слежу, чтобы не запачкаться. Честно говорю - ощущение краски на руках мне не нравится. Если краска на стене вдруг потекла, тут уж, понятно, не до брезгливости: бросаешь кисть и хоть руками надо остановить потёк. Но это исключительные ситуации. Вообще работать я стараюсь кистью. И всё равно часто и руки запачканы и на лице откуда-то пятна, и вот я рассматриваю себя придирчиво в зеркале - всё ли в порядке.
В последнее время набирает популярность живопись пальцами и ладошками. Когда я вижу на фотографии ребёнка с руками, покрытыми разноцветными красочными разводами и с раскрашенным личиком, я думаю: ну надо же: ему нравится. А меня так силой не заставить так разрисовать себя.
Это дело вкуса.
В прошлом году у меня был первый класс, куда я приходила вести кружок после их урока «изо». Стоя в коридоре, я смотрела, как после звонка дети бегут выливать грязную воду. Кто-то несёт спокойно и осторожно, кто-то летит, сломя голову и расплёскивая. У одних стол чистый, а у других весь в разноцветный, и лапки тоже все в гуаши, а они этого не замечают.
Один малыш меня поражал: на лице вечно пятна краски. Лоб синий, щёки зелёные. Хм… Такой мурзилка? Когда я спросила, почему бы ему не привести себя в порядок, он радостно вытащил краски и ещё добавил узоров на лицо. А я подумала: если существует методика работы с красками прямо пальцами и по ходу занятий детям предлагается раскрашивать себе руки и лица, то почему бы этому ребёнку не перенести такой опыт в повседневную жизнь. Если на специально предназначенных для этого занятиях живописью пальцами и ладошками можно, то нет причин отказывать себе в удовольствии перемазаться и в любое другое время. Это уже явно проблемы обучения и переучивания.
С другой стороны, в том же классе были и мальчики и девочки, которые, даже работая с пластилином очень старались не запачкать руки, лепили осторожно. Вполне их понимаю: это ощущение восковой плёнки на руках не очень-то и приятно. Не довелось мне видеть, как эти дети работали бы пальчиковыми красками, но, допускаю мысль, что, так же как и я, они просто категорически отказались бы от таких затей. И были бы в своём праве: творческое раскрепощение и свободное самовыражение не должно допускать принуждения к душевно неприемлемому способу действий.
Так.
Так какую такую мораль я хотела вывести из своих рассуждений? А вот какую: занятия пальцевой живописью подходят и полезны далеко не всем детям подряд.
Лично я сосредоточилась бы на традиционном способе работы кистями, но, если ребёнок явно предпочитал бы работу руками, не стала бы препятствовать, но твёрдо объяснила, что за свой внешний вид и чистоту он при этом должен и обязан нести ответственность сам, чтобы не вносить в сознание малыша сумятицы, что вот перемазываться с одной стороны нужно и это здорово и классно, а с другой стороны нельзя и надо быть аккуратным.
Своими мыслями о пальчиковой живописи с вами поделилась Марина Новикова.
Тема спорная, а вы что об этом думаете?
Ещё о спорных способах развития детского творчества читайте:
И
Метки: детское творчество, нетрадиционные техники рисования
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
Я думаю, ребенка заставлять не нужно. Хочет — рисует, не хочет — нет. У меня дочка рисовала пальчиковыми красками. Ей нравилось. Но на бумаге рисовала мало. Ей очень нравилось рисовать на себе! Она изрисовывала себя всю: от и до. И даже когда она рисовала кисточкой, она брала банчку гуаши и кистью густо-густо раскрашивала себе ладони. Потом шла мыла, брала новую баночку краски и проделывала тоже самое. Такой вот опыт
Да,не заставлять.И-не наваживать. Если ребёнок сам себя раскрашивает-ладно,как хочет,так и поступает.
Но только не устраивать вокруг этого раскрашивания преувеличенной шумихи с фотосессиями.
Конечно это дело вкуса. Моя дочь пока была совсем маленькая рисовала пальчиками, а когда научилась держать кисточку — только кисточкой!
Я много думала об этом: для пальчиковой живописи требуются специальные(и очень недешёвые)краски,техника безопасности-ведь и они вполне могут попасть в глаза с перемазанных ладошек….одежда…помещение…много условий. При этом произведения получаются вполне ординарные,но это бы полбеды.Меня удручает то,что множество фотографий-в интернете,на плакатах предъявляют нам этих детей протягивающих к зрителю перемазанные ладошки:этакая весёленькая похвальба-смотрите какие мы раскованные.И взрослые с ними вместе:ей-богу,задумываешься-они там творчеством занимаются или чисто на показуху позируют.
Лепить из снега скульптуры-это тоже нетрадиционная техника,но снег ничего не стоит и поэтому никто и не заинтересован в бешеной рекламе- интернет НЕ ПЕРЕПОЛНЕН фотографиями детей,позирующих у снеговичков. А дорогостоящие пальчиковые краски нам грубо и навязчиво впаривают.
А моя дочка так ни разу и не прикоснулась к пальчиковым краскам. Ей не хотелось пачкаться. Кисточкой рисует с удовольствием.
Пожимаю этой девочке её чистую руку!