Изобразительное творчестводля детей

Пальчиковая живопись

Пальчиковая живописьЗдравствуйте, товарищи.  Я взялась сделать обзор  различных способов развития мелкой моторики рук у детей.  Все-все-все способы и методики, конечно, не охватить, хотя бы потому, что изобретательность людей неиссякаема: как ни погляди в интернет, народ всё новые идеи  предлагает. И это прекрасно.

Но сейчас я собиралась поделиться с вами своими соображениями, насчёт  применения пальчиковых красок. Причём статья  скорее педагогическая, чем конкретные инструкции по технике живописи пальцами и ладошками.

Так вот. Сама я хотя и являюсь художником, но с самого детства я ценю и люблю только графику, живопись - не моё. Кистями и красками рисовать я научена и умею очень даже красиво, но делаю это неохотно и по принуждению. Оно и понятно, например музыканты предпочитает клавишные, кто-то духовые инструменты. Дело вкуса. Но я о работе красками: и в школе и в детских садах я замечаю, что и дети кто-то любит рисовать карандашами, другие охотно берутся за кисть. Разные вкусы и разный подход к  самореализации. Во всяком случае, я вчуже сочувствую малышам, которым работа красками не в радость, а по программе живопись обязательна.

Разумеется, на жизнь художники зарабатывают в основном живописью. Я много лет расписываю стены.  По-жизни я не бог весть как аккуратна, и, зная это о себе, сознательно контролирую себя, слежу, чтобы не запачкаться. Честно говорю - ощущение краски на руках  мне не нравится. Если  краска на стене вдруг потекла, тут уж, понятно, не до  брезгливости: бросаешь кисть и хоть руками надо остановить потёк. Но это исключительные ситуации. Вообще работать я стараюсь кистью. И всё равно    часто и руки  запачканы и на лице откуда-то пятна, и вот я рассматриваю себя придирчиво в зеркале - всё ли в порядке.

В последнее время набирает популярность живопись пальцами и ладошками. Когда я вижу на фотографии  ребёнка с руками, покрытыми разноцветными красочными разводами и с раскрашенным личиком, я думаю: ну надо же: ему нравится. А меня так силой не заставить так разрисовать себя.

Это дело вкуса.

В прошлом году у меня был первый класс, куда я приходила вести кружок после их урока «изо».  Стоя в коридоре, я смотрела, как после звонка дети бегут выливать грязную воду. Кто-то несёт спокойно и осторожно, кто-то летит, сломя голову и расплёскивая. У одних стол чистый, а у других весь в разноцветный, и лапки тоже все в гуаши, а они этого не замечают.

Один малыш меня поражал: на лице вечно пятна краски. Лоб синий, щёки зелёные. Хм… Такой мурзилка?  Когда я спросила, почему бы ему не привести себя в порядок, он радостно вытащил краски и ещё добавил узоров на лицо.  А я подумала: если  существует методика  работы  с красками прямо пальцами и по ходу занятий детям предлагается раскрашивать себе руки и лица, то почему бы этому ребёнку не перенести такой опыт в повседневную жизнь.  Если на специально  предназначенных для этого занятиях  живописью пальцами и ладошками можно, то нет причин отказывать себе в удовольствии перемазаться и в любое другое время.  Это уже явно проблемы обучения и переучивания.

С другой стороны, в том же классе были и мальчики и девочки, которые, даже работая с пластилином очень старались не запачкать руки, лепили осторожно. Вполне их понимаю: это ощущение восковой плёнки на руках не очень-то и приятно. Не  довелось мне видеть, как эти дети работали бы пальчиковыми красками, но, допускаю мысль, что, так же как и я, они просто категорически отказались бы от таких затей. И были бы в своём праве: творческое раскрепощение и свободное самовыражение не должно допускать принуждения к душевно неприемлемому способу действий.

Так.

Так какую такую мораль я хотела вывести из своих рассуждений? А вот какую: занятия пальцевой живописью подходят и полезны далеко не всем детям подряд.

Лично я сосредоточилась бы на традиционном способе работы кистями, но, если ребёнок явно предпочитал бы работу руками, не стала  бы препятствовать, но твёрдо объяснила, что за свой внешний вид и чистоту он при этом должен и обязан нести ответственность сам, чтобы не вносить в сознание малыша сумятицы, что вот  перемазываться с одной стороны нужно и это здорово и классно, а с другой  стороны нельзя и надо быть аккуратным.

Своими мыслями о пальчиковой живописи  с вами поделилась Марина Новикова.

Тема спорная, а вы что об этом думаете?

Ещё о спорных способах развития детского творчества читайте:

Про пазлы

Про гиперопёку

Про   ТРИЗ

И Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -"Изо" и "ручной труд" для детей по почте]

 


Метки: ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

  1. Людмила Власова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *