Про технику безопасности и экономию материалов
Опять я сажусь на своего любимого конька: Техника безопасности! И второй: Экономное отношение к расходованию материалов!
Этой осенью я провела мастер-класс для студенток дошфака нашего пединститута. Сейчас расскажу как получилось.
Все мы – педагоги дополнительного образования не только обучаем детей, но и должны заниматься методической работой, как вариант – проводить семинары и мастер-классы. Ну, и я тоже должна. Надо так надо, я стала думать, что будет наиболее полезно студенткам, которые вроде после окончания института собираются стать воспитательницами в детских садах? Провести мастер-класс по изготовлению масок козы и семерых козлят(в свете наступающего года козла)? Да ну, толку не будет, девочки что-то сделают по моему образцу, но ничего не запомнят… Нет, показывать им пошаговое изготовление каких-нибудь моделей или сувенирчиков - не стоящее дело. Если цель – обучение и польза, то надо освещать более широкую тему.
О! я знаю о чём буду говорить: Техника безопасности и Экономия материалов –это мои фишки. Решено.
Сообщаю руководителям, что пусть студентки придут на мастер-класс с ножницами и клеем-карандашом, бумагу я дам свою: займёмся аппликацией.
В назначенный день в сопровождении преподавательницы приходит стайка девушек. Они рассаживаются вокруг стола и достают принесённые клея-ножницы. Красота. До начала мероприятия ещё пять минут, девочки оживлённо щебечут, инструменты как попало валяются на столах. Кто-то автоматически вертит свои ножницы в руках, вобщем, кто во что горазд.
Всё, пора начинать мероприятие. Здороваюсь и сообщаю, что будем заниматься аппликацией, но перед этим, вспомним технику безопасности при обращении с ножницами. Девушки поспешно закрывают ножницы, которыми только что так бездумно баловались и благонравно откладывают подальше от себя.
А я принимаюсь их урезонивать: вот вы собираетесь стать воспитателями, будете детей обучать технике безопасности… так с себя начните! Вы можете хоть весь день вопить на детей страшным криком:" Да сколько же раз вам говорить, чтобы ножницами не баловались!!! " Но, если сами вы будете нарушать технику безопасности, то грош цена любым вашим наставлениям.
То же я скажу и всем взрослым читателям нашего блога: сначала воспитайте себя, добивайтесь полного автоматизма в выполнении правил техники безопасности. Говорильня мало что значит, если дети видят пример обратного.
Лирическое отступление. Я сама об этой технике безопасности узнала и задумалась 20 лет назад, когда поступила в кружок резьбы по дереву. Работали мы там очень–очень опасными ножами, резаками и стамесками, и наш руководитель кружка постоянно, по сто раз за занятие, напоминал о необходимости осторожности и осознанности. Не знаю, как остальные ученики, а я за год обучения прониклась идеей необходимости соблюдения техники безопасности до души моей.
И, впоследствии, поступив работать руководителем изокружка, я первым делом взялась за обучение кружковцев правильным приёмам работы и осознанному отношению к безопасности. Но всё равно, хотя прошли годы, иногда(редко) я ловлю себя на том, что положила на стол незакрытые ножницы. Такие дела: человека, нужно приучать к выполнению правил техники безопасности с раннего детства, вообще с самого – самого начала. Мы ведь сразу и совершенно безоговорочно не разрешаем детям баловаться на железной дороге… так? Вот с такой же безоговорочностью и непреклонностью нужно сразу учить детей правильно обращаться с инструментами.
Девушки выслушали мои призывы потупясь: кому понравится, что их - взрослых уже людей, урезонивают за такую ерунду, как неправильно положенные ножницы? Было видно, что в душе они дали себе зарок - ни за что не нарушать ничего на глазах у этой придиры. Да, ради того, чтобы я не цеплялась к ним, они явно были готовы контролировать себя… весь академический час занятия. Ух!
Ну, а я галопом перехожу к основной теме: «аппликация ковёр осенних листьев» и опять завожу шарманку насчёт того, что к экономии материалов детей нужно приучать на своём примере и нужно самим учителям уметь рационально и экономно расходовать материалы. Не кромсать как попало, не выбрасывать половину бумаги в мусорную корзину, а стараться извлечь максимум.
Как выполнять аппликацию осенние листья
Раздаю бумагу- фон. И даю каждой "ученице" одинаковый набор – два прямоугольных листочка – жёлтый и красный и показываю как вырезать из них самым удобным и экономным образом лист дуба и тройчатый лист типа смородинового. Вот - примерно в натуральную величину.
Девочки берутся за дело и принимаются вырезать. И пяти минут не прошло, как у каждой уже есть два довольно больших таких осенних листика. Ну, что, давайте склеивайте аппликацию - ковёр осенних листьев. Студентки сидят и ждут, когда я им ещё цветной бумаги дам. Так, а почему вы игнорируете обрезки? – их же у вас полно. Вы ведь не собираетесь обрезки МОЕЙ в трудах заработанной красивой цветной бумаги выбросить в мусор? У девочек глаза на лоб полезли: такого они не ждали, они тут пришли учиться разумному, доброму и вечному, а приходится ковыряться в каких-то обрезках.
Но я не шучу и больше цветной бумаги давать не собираюсь… Культурный шок преодолён и студентки принимаются выкраивать из обрезков всякие листики. Дело это оказалось на поверку довольно увлекательным… Гул стоит, девочки совещаются, показывают друг другу оптимальные варианты…До техники ли безопасности тут?
Хм, как поступить? Громко рявкнуть, что ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ ВСПОМНИТЕ!!! Или ну их, стригут они ножницами друг у друга прямо перед носом, и пусть…?
Ножницы с лязганьем летят на столы – кто-то начинает приклеивать получившиеся листья на фон в художественном беспорядке.
Я вкрадчиво напоминаю про безопасность. Так, вдохновение сразу пропало. Ну как тут ТВОРИТЬ, если за ножницами следи, дурацкие обрезки выбрасывать нельзя …
Кстати, та же картина и у детей. Вот на занятиях и лавируешь - то ли креативность развивать, то ли за контроль техники безопасности (и экономию не забываем!) ратовать.
Ну, дальше подробно рассказывать не буду, так или иначе аппликации"Осенние листья" склеили, и они получились красивые и интересные. И очень экономные. Вот некоторые из этих картин:
-Ну, девочки, чему мы сегодня учились на занятии?
- Выполнять технику безопасности и экономить бумагу!
Такие вот дела.
Про выполнение техники безопасности и экономию материалов, в условиях неприученности ко всему этому с детства, вам рассказала Марина Новикова.
Читайте ещё:
Метки: аппликация из бумаги для детей, поделки из бумаги
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
Знаете, а с экономией — это палка о двух концах. У меня до сих пор цветная бумага со школы используется для поделок (лет 20), понятно, что новые наборы подкупаю,но обрезочков (типа на глаза, уши, середцевиночки и т.п.) такая куча собралась… А мои дети все равно вырезают деталь с середины листа и больше им не пользуются… для мамы оставляют, с её фанатизмом изрезать до малейшего кусочка.
Ну,Вы покупаете новые наборы,вот и не берегут.Я знаю,что нынешнее общество потребления ориентирует на то,чтобы люди покупали,покупали,покупали…Не успев применить и использовать выбрасываем.Это генеральная линия и несколько уроков аппликации и экономии тут ничего не изменят.Но не сдаваться же только из-за того,что дело безнадёжное.
Я покупаю по необходимости, ведь иногда для аппликации необходим целый лист цв. бумаги или картона, а по отдельности их купить сложно. Тем более,что в школе, садике, их шаблонно учат достать на новую поделку новый лист бумаги и другие дети просто затюкивают, мол нам родители все новенькое покупают, а вы обрезками пользуетесь. Вот и приходится в школу покупать, а дома учить, как работать экономней и практичней. Хотя из детства помню (2 или 3 класс) мама разрешила мне отрезать кусочек органзы для кукольного платья , вот ровно из середины обреза и вырезала, зато мамино огорченное лицо на все жизнь запомнила и стала более бережливой.
Во-во, общество потребления -дети вполне заражены идеей кичиться тем,что им нужно всё новое и новое.