Изобразительное творчестводля детей

Про конкурсы рисунков по пожарной безопасности

Учебный год начался. Как лень-то было приниматься за работу - кто бы знал! А пошла в детский сад, в школу - дети рады, здороваются, после лета какие-то совсем другие, но всё те же. И я в душе поняла –да! Работать пора, отпуск-это хорошо, но  по работе я ,оказывается, изрядно  соскучилась. Так что  - вперёд, берём быка за рога.

С чего начинаются занятия? - конечно с инструктажа по технике безопасности. Дело полезное, только вот, как и  обычно  наше обучение – в основном  умозрительное. Я спрашиваю: как надо переходить  через дорогу? Дети  правильно отвечают: по зебре. И всё это мы обговариваем словами - в классе. Ну, ладно, надеюсь, что-то и практически в головах остаётся, и на улице они тоже по зебре пойдут.

Еще обязательно говорим про пожарную безопасность. Тоже, конечно, на словах, разговоры-разговоры… Впрочем, некоторые дети восхитили меня: вынули ватно-марлевые повязки из рюкзаков и важно так примерили - они готовы к испытаниям. Но, пусть лучше не будет испытаний.

Я сама лично пожар видела три раза за мою жизнь. Один я же и устроила, когда на 9 лет мне подарили целлулоидного  поросёнка-погремушку, я решила прожечь в нём дыру. Спичкой. Вот уж я не ожидала, что поросёнок вспыхнет весь и большим пламенем! Я сразу закричала и бросила горящую игрушку на пол - моментально загорелся ковёр, и огонь пошёл вверх по скатерти. Прибежали из кухни мама и бабушка и залили и затоптали возгорание.Чёрные пузырящиеся  проплешины на полу так и не удавалось потом нормально закрасить, а так обошлось. Выводов я никаких не сделала и так и считала, что это поросёнок был неправильный, а не то, что я зря спичками баловалась.

Второй пожар был в нашем доме. Среди ночи раздался ужасающий длинный, страшный звонок в дверь, вся семья вскочила  и нам было приказано немедленно выходить на улицу: горела квартира под нами. Сосед, как потом выяснилось, заснул на диване с сигаретой. Мы схватили что под руки попалось и выбежали. Пожарная машина стояла, но в окна горящей квартиры (на четвёртом этаже) никто не залезал: пожарные выломали дверь и тушили так. С улицы вообще не было видно,  что что-то происходит в доме.

И ещё один пожар я видела в деревне. Мы гуляли по лугам и увидели столб дыма. Как заправские зеваки, мы ринулись туда: горела изба. Пожарные, прибывшие на двух машинах, усиленно поливали стены соседних изб: ту, которая уже пылала столбом тушить и не пытались. Горело долго. Знаете песню: дом горит-горит-горит, а народ кругом стоит, рассуждает меж собой: «Догорит, пойдём домой!». Вот так всё и было: зрители приходили, уходили. Кто-то сходил, пообедал, вернулся под конец зрелища. Под вечер из обгорелых развалин вынесли и увезли два превратившихся в головёшки тела.   Вот такие пожары, которые я видела сама, и дай бог, чтобы больше не довелось.

А к чему я вам эти свои воспоминания рассказываю? А к тому, что ежегодно и в детских садах и в школах проводятся конкурсы рисунков по пожарной безопасности. И дети рисуют про пожары, которых они не видали (и не надо бы).

Если учеников спросить, от чего бывают пожары, то почти все ответят: от спичек. Хорошо, говорю, я вот с утра в карман положила коробок со спичками и ни разу ещё не возгорелось. И вот мы опять идём по кругу: спички плохи не сами по себе, а они не игрушка, ими баловаться нельзя. Если после всей этой говорильни спросить детей - что они  нарисуют на конкурс, то опять же ответы будут бездумно-шаблонными:

1)Нарисовать горящий дом, пожарную машину, пожарного с шлангом.

(А на картинке многоэтажный дом будет одиноко выситься среди поля, рядом гигантская пожарная машина и один пожарный. Больше - никого).

2)Перечёркнутую жирным красным крестом дымящуюся сигарету.

3)Нарисовать костёр в лесу и ребёнка около него.

Узнаёте сюжеты? Из года в год дети рисуют одно и то же. Если посмотреть в интернет - детские картинки в основном  именно таковы. Ну, иногда дом горит, а пожарный выносит на руках из огня ребёнка. Если учесть, что дети реально пожаров, как правило, не видали, то конкурс противопожарных картинок сводится в основном к приблизительному воспроизведению ранее виденных плакатов, нарисованных взрослыми. А изображают эти плакаты что? - а то, что делать НЕ НАДО.

А наша задача какая? - научить правильному поведению в экстремальной ситуации. Если произошло возгорание - надо спокойно без паники покинуть помещение, если есть ещё дети (младшие братья-сёстры), их надо взять с собой, животных тоже. Надо оповестить взрослых (соседей, прохожих), если есть телефон, позвонить 01.

Если возгорание на улице - опять же звонить и искать взрослых, чтобы они приняли меры.

Очень сомневаюсь, что дети могут теоретически понять, как действовать огнетушителем, но лекцию прочесть надо. (Если поняли, то можно нарисовать именно как дети тренируются с огнетушителем. Не тушат пожар, а под руководством взрослых осваивают средства тушения огня).

Если возгорание в школе или детском саду - без паники построиться и эвакуироваться под руководством учительницы. Рот и нос защитить повязкой или любой тканью, смоченной водой. При передвижении по коридорам здания соблюдать дисциплину. Спускаться по лестницам строем. (Вот нарисуйте-ка  колонну детей, идущих в дыму за учительницей и прикрывающих рот и нос  повязками.)

Если видишь, что малыш добрался до спичек, надо отобрать у него спички и – что с ними сделать? Ученики отвечают: выбросить в мусорку!... А вот этого делать НЕ НАДО: малыш сейчас же достанет оттуда коробок, не надо прятать спички на шкаф: малыш поставит стул на стол и залезет. Спички надо отдать родителям. Именно они пусть и думают, куда и как  прятать спички. Так вот именно это и надо рисовать - правильное поведение. Не то, как дети баловались и добаловались, а то, как они ведут себя разумно и ответственно и пресекают неправильное поведение других.

Не надо поважать рисовать выручательных огнеборцев, выносящих детей из пожара. Это сваливание ответственности: наше дело зажигать, а они потушат и спасут.

Не то как загорелось, а как предотвратить пожар: чинить сломанный утюг, сообщать о запахе газа, готовить правильно площадку для костра и заливать огонь после пикника.

Не факт, что такие превентивные картинки получат призовые места, но морально они правильнее ,чем драматические полотна изображающие буйство пламени и детей, мечущихся со спичками в руках.

О! Чуть не забыла! Очень не советую поощрять идею рисовать всяких зверей, которые там баловались: ну щеночек в штанишках со спичками в лапках и слон в каске-тушит эти дела из хобота. Это опять же перекладывание ответственности, причём на виртуальных зверушек. Это создаёт впечатление, что всё это игра и может случаться только в иных сказочных измерениях.

Ну вот, товарищи, мы с вами поговорили о технике пожарной безопасности в свете изобразительного искусства и  обязательного участия в конкурсах рисунков на тему. Так и давайте учить детей так, чтобы рисовали они именно безопасность, а не то как можно устроить замечательный пожар.

А какой у вас опыт участия в конкурсах этой тематики?

Своими соображениями по теме пожарной безопасности в картинках с вами поделилась Марина Новикова.

Читайте ещё:

Про личный пример в обучении технике безопасности


Метки: ,

Google+

ПлохоХорошоОчень хорошоОтличноСупер (голосов: <1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

  1. Солнышко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *