Изобразительное творчестводля детей

Сложности иллюстрирования сказки «Гуси-лебеди»

Гуси-лебедиДопустим собрались мы иллюстрировать сказку «Гуси-лебеди».

Сюжет   подробно пересказывать не буду - он всем знаком. А вот как обстоят дела с иллюстрациями, это вот интересно обсудить.

Во-первых, мы-то, взрослые, запросто можем дать детям эту сказку как тему для иллюстрирования. А вот актуально ли это для детей, так ли уж они рвутся изобразить все эти события - вот уж спорный вопрос. Дела давно минувших дней и дети (да и мы-взрослые), честно говоря слабо представляют те сказочные реалии-воображалии. Сомнения мои остаются при мне, но всё же проведу занятие «Иллюстрируем сказку Гуси-лебеди» в третьем классе.

Итак, обратимся к сказке. Отец с матерью отлучились из дома(пошли на работу) и поручили дочери  Машеньке следить за маленьким братиком. Она, однако, заигралась с подругами, а потом  спохватившись увидела, что братца нет. Так. Неясно родители вообще всегда работали или это было один только раз.

Похоже-второй вариант. Я вот девчонку не осуждаю - возможно у неё просто не было опыта, и она не знала о том что такое ответственность. Ребёнок это не обязан сразу понимать: родители должны были  обучить её и убедиться в её ответственности, прежде чем доверять малыша. За ребёнка отвечают конкретно родители.

Вобщем, девочка ужаснулась и, оглянувшись заметила метнувшуюся стаю гусей(лебедей). Она моментально догадалась, что именно они и украли братца. (Смешно: ни в какой другой сказке не упоминается о таких повадках гусей. Ведьмы и бабы-яги-да, а вот гуси-только один единственный раз. Тем не менее Маша сразу уверенно подумала на них и побежала вдогонку. На пути она встретила печку. В чистом поле. Девочка спросила печку: не видела ли она куда полетели гуси-лебеди? Но печь вместо ответа предложила ей поесть ржаного пирожка (я считаю -крайне неподходящий момент кормить), девочка высокомерно отказалась, заявила, что дома у неё пшеничные не едятся.

(Другое название этой сказки «Привередница», представляете? Похоже, что печь проверяла демократичность девочки. Вообще как-то странно навязывать человеку еду, а особенно если  этот человек в дикой панике и в спешке. Если тут и есть мораль, то (тупая) неубедительная. Если бы девочку проверяли на умение вести себя вежливо (поздороваться, поклониться, ласково спросить)… Но нет - ЕЁ ЗАСТАВЛЯЮТ ЕСТЬ!)

Печь не сказала девочке ничего.

Я не смотрела мультфильм. Я этого стараюсь избегать чтобы чужие яркие и убедительные картинки не заменили мне моё вИдение сказок.  Предпочитаю обходиться текстом и своим воображением. Но ученики мои в большинстве, видимо, знают не сказку как рассказ, а именно мультфильм: печь они все поголовно рисуют как куб с трубой и с огромными глазами и ртом. Страшноватый образ, если с непривычки.

Машенька побежала дальше наугад, встретила яблоню, которая предложила отведать кислого яблочка, а затем молочную речку с кисельными берегами. И опять девочка   отказывалась от угощений предложенных в категорической форме: она дома не ест садовые яблочки и сливочки не ест!

Нет, право, не вовремя все эти сказочные персонажи взялись её кормить, да к простой пище приучать.

Маша бегала-бегала и набрела на избушку на курьих ножках.

Тут есть варианты. В избе сидит баба-яга и там же и братец Иванушка - яблочками золотыми играется. Впрочем, есть и другой вариант - Иванушка сидит на лавочке(около избушки). Опять странно: баба-яга оставила ребёнка одного без присмотра, зачем? (А чтобы по сюжету Машеньке легче его схватить и унести!)

А в том случае, когда Баба яга в избе и мальчик тоже, Машенька заходит и после приветствий Баба-Яга поручает ей прясть куделю, а сама уходит (топить баню). Из норки выходит мышка и просит каши, говорит, что за это она попрядёт вместо Маши, а дети пусть быстрее убегают. Забавно, что Маша тут же эту кашу и дала мышке. Откуда взяла??? Вобщем, опять всё почему-то упирается в еду.  Эта сказка, я погляжу,  - про киднеппинг и про пищевые привычки.

Итак, мышка берётся прясть, а Машенька убегает с братом. ВОПРОС: как они убегали? Мои ученики говорят: Маша держала малыша за руку. Не поверю. Иванушке было года три-четыре(раз гуси могли его нести, значит, он был нетяжёлый, маленький). Такой малыш, если его бегом тянуть вперёд, сразу  спотыкается и падает, его поднимаешь, ставишь на ноги, несколько шагов, и он опять падает. Никакого смысла заставлять маленького бежать наравне с большим. Замечу, что у обычных школьников даже третьих-(четвёртых) классов  абсолютно не хватит умений нарисовать бегущего человека (они этого ещё не проходили толком. И никак не проходили).

Девочку нарисовать сложно! А уж если она ведёт за руку малыша, то –вообще нереально. Это без натуры не нарисовать. Поэтому на картинках учеников Маша и Иванушка со всех ног стоят столбом. А Баба - Яга тоже стоя столбом около избы насылает на них погоню - гусей. Так-то. А, кстати, где, собственно находились всё это время гуси-лебеди? Мои ученики уверенно отвечают: в сарае-птичнике. А зачем бы им днём находиться в помещении? Ээээ… Значит они были… за домом! Ну да. А чего они там делали? - Траву кушали. Если они постоянно за домом кушают траву - не много же её там должно оставаться. Я думаю, что, украв ребёнка, гуси-лебеди отправились на луга да на озёра.

Вобщем, дети убежали. Я всё же думаю, что Машенька несла брата, посадив на закорки. Но такую группу нарисовать в движении - и не мечтайте. Вооот. Я снова и опять повторю: известные русские сказки хороши для прослушивания, но не для иллюстрирования детьми. Сказки у нас сложные, динамичные, резкие. Заставлять детей рисовать то, что они ещё не в состоянии изобразить - это… неэтично. Непедагогично, товарищи. А потом дети рисуют фигню, а нам приходится признавать, что раз эта фигня нарисована детьми, то это не фигня, а такое  ДЕТСКОЕ видение мира.  Да ничуть! Это просто ненаученность ,беспомощность. Фигурально выражаясь, мы заставляем детей танцевать, не научив их даже хоть как-то держаться на ногах. И думать мы детей не учим. Мы учим их повторять образцы. Из книжек и мультфильмов.

Ладно, я что-то  завелась .

Вернёмся-ка к сказке.

Маша бежит, несёт братца, добегает до речки и просит укрыть их от погони. Речка - ну какое упорство! - ОПЯТЬ требует есть кисель и молоко. Маша, давясь, ест, благодарит и река сжаливается - укрывает. Лебеди пролетают мимо и дети бегут к яблоне. Сцена повторяется - право на защиту Маша  добывает желудком: лопай что дают! Она безропотно ест яблочко и яблоня укрывает детей. То же и печка. В целом  эти три волшебных помощника помогли детям спастись, и они вернулись домой как раз перед возвращением родителей с работы. Хм. Родители работают(по найму?),а дочь, между прочим, выхваляется перед речкой, что в доме батюшки сливочки не едятся. Неувязка .

Кстати ещё спрошу: а как гуси-лебеди несли украденного ребёнка? Все уверенно говорят: на спине. Но КАК? Как они ребёнка посадили? Ребёнок сидит в одиночестве и  играет. Вокруг него приземляется целая стая гусей-лебедей. Один подходит и предлагает «покататься»? Ведь ребёнка надо было как-то принудить сесть на спину птицы.

Детские книжки пестрят иллюстрациями с малышом, лихо восседающим на лебяжьей спине со счастливой улыбочкой. Иногда он даже не держится! Далеко бы он улетел. Вернее - высоко бы ему падать. Учитывая  огромные машущие крылья и сильные воздушные потоки, я никак не поверю, что его несли  по воздуху верхом. И вообще, это только Европа была так простодушна, что села на спину быка и позволила себя украсть. Ванечку украли силой или подкупом.

Если силой, то его схватили за одежду(но, кстати, если меня схватить за  шиворот, то я… просто выпаду из свитера. Или свитер порвётся. Идея нести ребёнка, ухватив за рубашонку - а они у детей были свободного покроя, или за штаны, такая идея мне не кажется убедительной).

Если  подкупом, то малышу дали эти самые серебряные яблочки и… например, посадили в гамак(как у Андерсена). Как вам моя идея?

Наслушавшись этих моих заявок, ученики берутся рисовать сцену похищения. ДАААА  УЖ. Лебеди летят под облаками выгнув шеи двойкой и беспорядочно болтая в воздухе ногами. А мы чего ожидали? Все привычны к тому,что лебедь изящно изгибает шею. А когда мы в последний раз видели летящего лебедя? Я видела гуся: он летел на меня, и я его совсем не рассмотрела, пока удирала.

Вобщем, дети наполняют картинку лебедями с валентинок. И прочими штампами.

В принципе, я должна была бы нарисовать им много картинок, создать вспомогательный видеоряд: движение крыльев птицы в полёте, лебедь садится, лебедь взлетает, дети сидят, бегут, идут… интерьер избы, яблоня, печь, река в перспективе, яблоня… Так? И тогда ученики складывали бы свои картинки из моих рисунков, как из пазлов. А  так как я ничего не нарисовала им для копирования, то…? Никакой трагедии -дети просто вспомнили мультфильм и, как смогли, нарисовали  то, что из него помнили. Такие дела. Полное благорастворение.

Такой вот  рассказ  Марины Новиковой об опыте иллюстрирования сказки"Гуси-лебеди".

Почитайте ещё

Про иллюстрирование "Репки"

Про "Рукавичку"

 

 


Метки: ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *