Изобразительное творчестводля детей

Сложности иллюстрирования сказки «Гуси-лебеди»

Допустим собрались мы иллюстрировать сказку «Гуси-лебеди».

Сюжет   подробно пересказывать не буду - он  всем знаком. А вот как обстоят дела с иллюстрациями, это вот интересно обсудить.

Во-первых , мы-то,взрослые,  запросто можем  дать детям эту сказку как тему для иллюстрирования. А вот актуально ли это для детей, так ли уж они рвутся изобразить  все эти события - вот уж спорный вопрос. Дела давно минувших дней и дети (да и мы-взрослые) ,честно говоря  слабо представляют  те сказочные реалии-воображалии.    Сомнения мои остаются при мне, но всё же проведу занятие –«Иллюстрируем сказкуГуси-лебеди» в третьем классе.

Итак, обратимся к сказке. Отец с матерью отлучились из дома(пошли на работу) и поручили дочери  Машеньке следить за маленьким братиком. Она ,однако, заигралась с подругами  а потом  спохватившись увидела, что братца нет. Так. Неясно  родители вообще всегда работали или это было один только раз.

Похоже-второй вариант. Я вот девчонку не осуждаю-возможно у неё просто не было  опыта и она не знала о том что такое ответственность.Ребёнок это не обязан сразу понимать: родители должны были  обучить её и убедиться в её ответственности, прежде чем  доверять малыша.  За ребёнка отвечают конкретно родители.

Вобщем девочка ужаснулась и   , оглянувшись заметила метнувшуюся стаю гусей(лебедей). Она моментально догадалась, что именно они и украли братца.(Смешно:ни в какой другой сказке  не упоминается о таких повадках гусей. Ведьмы и бабы-яги-да, а вот гуси-только один единственный раз. Тем не менее Маша сразу уверенно  подумала на них и побежала вдогонку. На пути она встретила печку. В чистом поле. Девочка спросила печку: не видела ли она куда полетели гуси-лебеди? Но печь вместо ответа предложила ей поесть ржаного пирожка(я считаю -крайне неподходящий момент кормить),девочка высокомерно отказалась, заявила, что дома у неё  пшеничные не едятся.

(Другое название этой сказки  «Привередница»,представляете? Похоже, что  печь проверяла демократичность девочки. Вообще как-то странно навязывать   человеку еду, а особенно если человек в дикой панике и в спешке. Если тут и есть мораль, то (тупая) неубедительная. Если бы девочку проверяли на умение вести себя вежливо (поздороваться, поклониться, ласково спросить) …Но нет-ЕЁ ЗАСТАВЛЯЮТ ЕСТЬ!)

Печь   не сказала девочке ничего.

Я не смотрела мультфильм . Я этого  стараюсь избегать чтобы чужие яркие и убедительные картинки не заменили мне моё вИдение сказок.  Предпочитаю  обходиться текстом и своим воображением. Но ученики мои в большинстве, видимо, знают не сказку как рассказ, а именно мультфильм: печь они все поголовно рисуют как куб с трубой и с огромными глазами и ртом. Страшноватый образ, если с непривычки.

Машенька побежала дальше наугад , встретила яблоню, которая предложила отведать кислого яблочка, а затем молочную речку с кисельными берегами. И опять девочка   отказывлась от угощений предложенных в категорической форме: она дома не ест садовые яблочки   и сливочки не ест!

Нет, право , не вовремя все эти сказочные персонажи взялись  её кормить, да к простой пище приучать.

Маша бегала-бегала и набрела на избушку на курьих ножках.

Тут есть варианты. В избе сидит баба-яга и там же и братец Иванушка - яблочками золотыми играется. Впрочем, есть и другой вариант- Иванушка сидит на лавочке(около избушки). Опять странно: баба-яга оставила ребёнка одного без присмотра, зачем? (А чтобы по сюжету  Машеньке легче его   схватить и унести!)

А в том случае, когда   Баба яга в избе и  мальчик тоже, Машенька заходит и после приветствий Баба-Яга поручает ей  прясть куделю, а сама уходит (топить баню). Из норки выходит мышка и просит каши, говорит, что за это она попрядёт вместо  Маши, а дети пусть быстрее убегают. Забавно, что   Маша тут же эту кашу и дала мышке. Откуда взяла??? Вобщем, опять всё почему-то упирается в еду.  Эта сказка, я погляжу,  - про киднеппинг и про пищевые привычки.

Итак, мышка берётся прясть, а Машенька убегает с братом. ВОПРОС: как они убегали? Мои ученики говорят: Маша держала малыша за руку. Не поверю. Иванушке было года три-четыре(раз гуси могли его нести, значит, он был нетяжёлый, маленький). Такой малыш, если его бегом тянуть вперёд, сразу  спотыкается и падает, его поднимаешь, ставишь на ноги, несколько шагов, и он опять падает. Никакого смысла заставлять маленького бежать наравне с большим.   Замечу, что у  обычных школьников  даже третьих-(четвёртых) классов  абсолютно не хватит умений нарисовать бегущего человека (они этого ещё не проходили толком.И никак не проходили).

Девочку нарисовать сложно! А уж если она ведёт за руку малыша, то –вообще нереально. Это без натуры не нарисовать. Поэтому на картинках учеников  Маша и Иванушка  со всех ног стоят столбом.   А Баба - Яга тоже стоя столбом около избы  насылает на них погоню -гусей. Так-то. А , кстати, где, собственно находились всё это время гуси-лебеди? Мои ученики   уверенно отвечают: в сарае-птичнике. А зачем бы им  днём  находиться в помещении? Ээээ…Значит они были…за домом! Ну да. А чего они там делали? -Траву кушали. Если они постоянно  за домом кушают траву -не много же её там должно оставаться.  Я думаю, что  украв ребёнка, гуси-лебеди отправились на луга да на озёра.

Вобщем, дети убежали. Я всё же думаю, что Машенька несла брата,  посадив на закорки. Но такую группу нарисовать в движении - и не мечтайте. Вооот. Я снова и опять повторю: известные русские сказки хороши для прослушивания, но не для иллюстрирования детьми. Сказки у нас сложные, динамичные, резкие. Заставлять детей рисовать то, что они ещё не в состоянии изобразить - это …неэтично. Непедагогично, товарищи. А потом дети рисуют  фигню, а нам приходится признавать, что раз эта фигня нарисована  детьми, то это не фигня, а такое  ДЕТСКОЕ видение мира.  Да ничуть! Это просто ненаученность ,беспомощность. Фигурально выражаясь, мы заставляем детей танцевать, не научив их даже хоть как-то держаться на ногах. И думать мы детей не учим.Мы учим их повторять образцы. Из книжек и мультфильмов.

Ладно, я что-то  завелась .

Вернёмся-ка к сказке.

Маша бежит, несёт братца, добегает до речки и просит  укрыть их от погони. Речка - ну какое упорство!- ОПЯТЬ требует есть кисель и молоко. Маша,  давясь,  ест, благодарит и река сжаливается -укрывает. Лебеди пролетают мимо и  дети бегут к яблоне. Сцена  повторяется - право на защиту  Маша  добывает   желудком: лопай что дают! Она безропотно ест яблочко и яблоня укрывает детей. То же и печка. В целом  эти три волшебных помощника  помогли детям спастись и  они вернулись домой как раз перед возвращением родителей с работы. Хм. Родители работают(по найму?)А дочь, между прочим,  выхваляется перед речкой, что в доме батюшки сливочки не едятся. Неувязка .

Кстати ещё спрошу : а как гуси-лебеди несли  украденного ребёнка? Все уверенно говорят: на спине. Но КАК? Как они ребёнка посадили?  Ребёнок сидит в одиночестве  и  играет. Вокруг него  приземляется целая стая гусей-лебедей. Один подходит и предлагает «покататься»? Ведь ребёнка надо было как-то принудить  сесть на спину птицы.

Детские книжки пестрят иллюстрациями с малышом, лихо  восседающим на лебяжьей спине со счастливой улыбочкой. Иногда он даже не держится!  Далеко бы он улетел. Вернее-высоко бы ему падать.  Учитывая  огромные машущие крылья и сильные воздушные потоки я никак не поверю что его несли  по воздуху верхом. И вообще,это только Европа была так простодушна,что села на спину быка и позволила себя украсть. Ванечку украли силой или подкупом.

Если силой,то его схватили за одежду(но, кстати,если меня схватить за  шиворот,то я …просто выпаду из свитера. Или свитер порвётся.Идея нести ребёнка,ухватив за рубашонку-а они у детей были свободного покроя, или за штаны, такая идея мне не кажется убедительной).

Если  подкупом, то малышу дали эти самые серебряные яблочки и …например, посадили в гамак(как у Андерсена).  Как вам моя идея?

Наслушавшись этих моих заявок,ученики  берутся рисовать сцену  похищения. ДАААА  УЖ. Лебеди летят под облаками выгнув шеи  двойкой  и беспорядочно болтая в воздухе ногами. А мы чего ожидали? Все привычны к тому,что лебедь изящно изгибает шею. А когда мы в последний раз видели летящего лебедя? Я видела гуся: он летел на меня, и я его совсем не рассмотрела, пока удирала.

Вобщем, дети наполняют картинку лебедями с валентинок. И прочими штампами.

В принципе, я должна была бы нарисовать им много картинок,создать вспомогательный видеоряд : движение крыльев птицы в полёте, лебедь садится, лебедь взлетает, дети сидят, бегут, идут…интерьер избы, яблоня, печь, река в перспективе, яблоня….Так? И тогда ученики складывали бы свои картинки из моих рисунков, как из пазлов. А  так как я ничего не нарисовала им для копирования, то…?Никакой трагедии-дети просто вспомнили мультфильм и  как смогли нарисовали  то, что из него помнили. Такие дела. Полное благорастворение.

Такой вот  рассказ  Handykids.ru об опыте иллюстрирования   сказки"Гуси-лебеди" .

Почитайте ещё

Про иллюстрирование "Репки"

Про "Рукавичку"

 


Метки: ,

Google+

ПлохоХорошоОчень хорошоОтличноСупер (голосов: <1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *