Как (не) рисовать иллюстрации к сказке «Репка»
Здравствуйте, товарищи!
Вчера я рассказывала сказку про редьку и пояснила, что это взамен Репки. Потому что иллюстрировать «Репку» считаю делом весьма сложным.... Кааак?-КАК?-да это же Репка! -наша самая детско-ясельная сказочка! Что может быть проще Репки? - только пареная репа!Согласитесь, такие мысли сразу приходят в голову.
А ещё есть у нас такая хитрая отмазка: дети такие выдумщики, у них фантазия такая, что нам- взрослым не снилось. Нарисовать картинку к Репке?- да детишки с лёгкостью вам чудес и удивлений понарисуют.
Товарищи! Вот когда такие шапкозакидательные мысли приходят к вам в голову, то отдайте себе отчёт - откуда собственно эта уверенность берётся? Да, фантазия у детей (порой) отличается от нашей и свободой и неожиданными решениями. Но считать, что раз так, то и нарисуют дети сразу чудо-картинки вовсе не следует. Фантазия -одно, а просто уменье рисовать -это другое. И, блажа про буйное детское воображение, предполагать , что всё само здорово получится - это снимать с себя ответственность. Просто уходить от проблемы. Не будем поддаваться желанию идеализировать ситуацию - детей надо учить рисовать. Причем то, что им доступно по возрасту и возможностям.
Вот «Репку» иллюстрировать с детьми я, честно скажу - больше не стану.
Сейчас объясню почему. Самая типичная картинка у(5-10летних-да-да, я не ошиблась, именно и у пятилеток и у десятилеток) детей – вот такая:
Серьёзно как иллюстрацию к сказке «Репка» такую картинку рассматривать нельзя. А делать скидку на то, что рисунок детский - тоже не дело: мы ведь не предлагаем детсадовцам извлекать корни или вычислять логарифмы, а если они в ответе получат «яблоко» или «цветочек», то мы же не скажем - для их возраста они приемлемо так вычислили.
Поэтому я думаю, что сказки типа «Репки» очень хороши для прослушивания, замечательные постановки костюмированные по этому сюжету ставят с детьми, но вот рисовать - рано. Просто слишком трудно для детей.
Вот давайте думать вместе. Какой у сказки сюжет? Дед посадил репку, она выросла большая-пребольшая, и когда он попытался выдернуть эту репу, она не поддалась. Дед позвал на помощь бабку, и вдвоём не получилось. Дальше звали внучку, Жучку, кошку. Удалось выдернуть репу, когда к ним присоединилась мышка, репка была вытащена.
Итак, можно рисовать картинку дед стоит около грядки и озадаченно чешет голову.
Картинка по теме, но дело-то в том, что сюжет сам подталкивает рисовать героев в действии. Если же рисовать деда тянущего репку, то тут вопросов больше чем ответов. Как я уже говорила – репка очевидно так крепко сидела в земле потому, что была большая и погружена была в почву глубже чем наполовину. Думаем дальше: за что ухватился дед выдирая репку? За саму репу? - Нет, конечно! Значит за листья. За концы листьев?... Если подумать,то тоже нет-он взялся у самого основания, где черешки толстые и крепкие.
Что же мы видим? А то, что мы рассуждаем УМОЗРИТЕЛЬНО. У нас нет реальной возможности понаблюдать за человеком, решающим проблему, как огромную репу вытащить из земли. Вот это и является слабым звеном нашего обучения: в классе или в группе невозможно поставить натурщика и внимательно посмотреть на позу, и её изменения по ходу различных попыток деда дёргать так и этак. Увы-увы, в том, что картинки у детей беспомощно-непохожие ни на что, вина не детей, это отсутствие опыта наблюдения и рисования с натуры. А такую сложную позу, как напряжённое вытягивание так просто не смоделировать в воображении.
Вот, задумав рисовать деда, тянущего репу, я сначала вспомнила - что? Конечно яркие иллюстрации из детских книжек.
Дед, баба и остальная компания стоят паровозиком откинувшись назад и упираясь пятками в землю. Позы напоминают… попытку тормозить, или как если бы они катились на водных лыжах.
Ну, я тоже для начала рисую позу вроде такой. Но что-то эта картинка не кажется мне убедительной. Что-то не так. Это должно выглядеть как-то иначе. Привязываю верёвку к ножке дивана и принимаюсь напряжённо тянуть.
И что выясняется? А то, что надо упираться в землю широко расставленными ногами. Тело наклоняется, голова тоже: смотреть в небо не момент, надо следить вытягивается ли репа. Итак, на опыте я узнала, что моя умозрительная картинка не соответствовала реальным действиям человека в такой ситуации. И это только первый этап.
А дальше нам надо правильно нарисовать бабу. Как она тянула деда? Держа за пояс, или обхватив за талию? Во-первых, это надо… видеть. Умозрительные построения вполне допустимы, но там, где позы не так сложны и не требуют в обязательном порядке наблюдения в натуре.
Если вернуться к сказке про Бога Грома, то по сюжету нарисовать как дед и внучка под дождём радостно смотрят на оживающие ростки редьки – это вполне возможно и для детей и при этом особо погрешить против реальности в картинке не с чего: позы простые. Так к чему я хочу призвать? К тому, чтобы выбирать темы для рисунков с учётом возможностей их изображения, а не руководствуясь только интересностью или традиционностью сюжета. И ещё – всегда, когда это доступно следует рисовать с натуры, а не по воображению, которое очень уж часто заменяется у нас чужим воображением - художников-иллюстраторов и мультипликаторов. Сюжеты для проявления детской фантазии надо выбирать не истоптанные и заезженные, а свежие и простые.
Своими мыслями о подходах к обучению детей иллюстрированию сказок с вами поделилась Марина Новикова.
А вы что думаете по этому, реально важному для нас вопросу?
....................................................................
А вот моя лубочная картинка на тему сказки. Некоторые находки я позаимствовала у детей, но есть и свои:
Помните дон Хуан учил Карлоса применять контролируемую глупость? Вот, следуя его заветам я и нарисовала этот лубок, чтобы мне самой увидеть смешную сторону во всём этом нашем обучении.
Метки: иллюстрирации к сказкам, иллюстрирование, лубок, Лубочные картинки, Пересказ сказки
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
Согласна целиком и полностью. Сюжет обязан быть простым! Даже десятилетний ребенок, например, не всегда осознает, что предмет отбрасывает тень (наболевшая тема, так как столкнулась с ней), что уж говорить о дошкольниках. Но все же сказки иллюстрировать надо, предметно. Например, изобразить саму репку, которая так не хотела выдергиваться, применяя различные художественные приемы (над этим надо подумать :-)).
Что подумать стоит-тоже согласна на все тысячу процентов.И-я убеждена,что иллюстрировать надо по своему желанию ребёнка. А то,что мы на занятиях в принудительном порядке всех детей класса или группы заставляем рисовать тематические картинки,так это тоже не лучшее дело.
а почему не раскрашина
класс
а почему бы и нет?графика же.