Применение нестандартных творческих заданий для развития у детей воображения и фантазии.
Как много мы говорим о развитии у детей воображения, фантазии и творчества. Говорим-говорим.
Придумываем всякие творческие игры. Проводим «мозговые штурмы». Доводилось ли вам слышать о ТРИЗ? Расшифровывается «теория решения изобретательских задач».
ТРИЗ в детском варианте применяют для развития у детей воображения, фантазии и т.п. В смысле - взрослые решают, что дети нуждаются в развитии воображения и развивают. Например, ТРИЗом. В чём идея? Подходов там описывается много. Детям предлагаются задания. Например, нарисовать фантастическое животное и сочинить про него сказку. Придумать необычное применение для обычных вещей(помню дикий вариант - куда применить старую папину шляпу? - носить как мини-юбку). Поразмышлять над вопросами - что было бы, если бы …. у нас не стало гравитации или оказались мы на необитаемом острове или подумать как бы заиньке самому лису из своей лубяной избушки выкурить… Вот читаю я такие метод-разработки по ТРИЗу и как-то не могу определиться, что я об этом думаю. Вроде как интересно… или… не знаю.
Вообще эти ТРИЗовые упражнения напомнили мне идущие сейчас по телевизору передачи-Игры Разума. Прояви внимательность - угадай под каким стаканом горошина, соедини много точек минимумом прямых линий, запомни внешность и опиши… Множество таких заданий. Когда моя семья смотрит такие передачи, я иногда присоединяюсь и любуюсь ловкостью ведущих. Но. Но сама я выполнять предлагаемые задания даже не пытаюсь. Вроде бы самое то для меня - художница с развитым воображением. Возьми да и придумай способ как соединить точки. Но нет - мне неинтересно. Не цепляют меня эти задания. Когда диктор говорит: следите внимательно и постарайтесь заметить, как выполняется фокус, я с недоумением думаю: почему это они решили, что люди будут следить внимательно? У меня, например, нет МОТИВАЦИИ. Мне, типа, НЕЗАЧЕМ пытаться выполнить задание. И поэтому я не получаю внутреннего приказа - давай, это нужно сделать!
Может, вы знаете широкоизвестную задачу: человек в пустой комнате. С потолка свисают две верёвки в разных концах комнаты. Их надо связать, но длины не хватает - руками не получается захватить обе одновременно. Есть только ножницы. ЧТО ДЕЛАТЬ? Ответ: к верёвке привязать ножницы(как груз) и сильно раскачать, вторую держать рукой и ловить качающуюся.
С ума сойти. Эту задачу, несомненно, придумал человек выполнявший ремонт. Вот у него был мотив придумывать нестандартное решение. Надо ему было! А у меня – НЕТ такого мотива.
Он решал свою задачу на практике и видел что делает. Я сижу в кресле и знать не знаю какие там верёвки и высота помещения. Но так как задачу эту я встречала МНОГО раз, то она примелькалась и я таки шевельнула мозгами, чтобы её решить. Умозрительно рассуждая, я бы попыталась расплести верёвку на волокна, часть отрезала бы и надставила эту верёвку. Или я бы отрезала полосу от своей футболки (ведь испытуемый не заперт голым в этой комнате с верёвками. Он одет.) Вобщем, в таких играх разума мы обычно имеем недостаток данных.
И недостаток мотиваций.
То же и с детьми. Сложность с мотивацией. Ну, приду я в класс и оживлённо скажу: давайте дети, сочиним сказку!...!!!!!!
Как бы не так, сказок уже написано тьма, зачем ещё-то? Я не смогу внятно объяснить с чего это я взяла, что второй бэ вот сейчас должен сделать вклад в сказочное наследие русского народа. Здесь и сейчас детям это не нужно. Я, конечно, могу очень энтузиастически им растолковать, что это замечательно и здорово и давайте все вместе! Но необходимости реальной нет, и мои слова будут неубедительны для меня самой, а, значит, и для учеников - кого я тут дурить собралась?
Дети, может, и сочинят мне что-то про драконов –принцесс - зайцев - космолёты - ниндзей… Но в сказке не будет сюжета. И - главное - не будет посыла. Это будет некая (псевдо)литературная поделка без миссии. Неужто кто-то думает, что подобное графоманство разбудит детскую фантазию?
Что-то надо делать, когда это делать НАДО.
Я вот, когда придумывается новая картина, спать не могу - мне НАДО её нарисовать и успокоиться. Это внутренняя необходимость. Душа просит.
Когда к спектаклю нужно изготовить маску, а я ещё не придумала как, то приходится ломать голову- это внешняя необходимость.
Тризом я никогда не занималась, а вот когда мне по моей оформительской части давали оригинальные нестандартные задания, то я шла к своим ученикам и просила придумать, как мне быть. Например, как(и из чего) сделать на сцене пальму? Как возвести многоэтажный дом? Нужно сделать бутафорскую печь, но чтобы она выдерживала вес Емели. Где взять горы изумрудов, чтобы украсить Изумрудный город? Дети включались в эти обсуждения потому, что они же впоследствии и помогали мне всё это делать. Клеить окна многоэтажки. Расписывать узорами печь.
Вот вы, мои читатели, скажите - из чего сделать изумруды?
Вряд ли вы сейчас начнёте напряжённо придумывать - для вас сейчас это не актуально. Замечу,что и для детей неактуально вынь-да-положь придумать как зайцу от лисы сказочной избавиться. Сидя за партой в беды зайчика особо не вникнешь - чужая умозрительная проблема.
Другое дело, если детям делать что-то надо. Например, бутафорию.
Мои ученики предлагали безумные варианты изготовления изумрудов: накупить линзы и окрасить зелёнкой, склеить из картона многогранники и обклеить зелёной фольгой, сделать каркасы из проволоки и обтянуть зелёным шёлком…
В конце концов решение было найдено. И мы изготовили общими усилиями несколько охапок доподлинных изумрудов. Ну, надо было - спектакль ставили. Эти же дети и Говорящую голову из папье маше изготовляли. Они же и в спектакле играли. Тут я была в полном праве ожидать, что ученики напрягут воображение и подстегнут фантазию и не ошиблась - народ очень старался. Потому что они понимали ситуацию, знали где будет проходить спектакль и были сами заинтересованы в участии.
Такой вот опыт развития у детей воображения и фантазии.
Если кому-то интересно - напишите, и я расскажу наш способ получения самоцветов. А если у вас есть свой опыт, пожалуйста, поделитесь - мне очень интересно.
Своими размышлениями по поводу того как развивать у детей воображение и фантазию и какие нужны мотивации с вами поделилась Марина Новикова.
Ещё читайте статьи о том как мы-взрослые развиваем детскую фантазию
Метки: развитие воображения у детей
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
Очень интересно, как же были изготовлены самоцветы? Мне почему-то сразу представились кусочки битого стекла, отшлифованные морем и блестящие, как самоцветы. Мы с дочкой всегда собираем такие на пляже и везём домой в качестве морских сокровищ 🙂
Ярко-зелёные пластиковые баллоны от Спрайта. Пластик довольно хорошо поддаётся формированию граней.А внутрь-светодиод. Такая красота получается,что зрители поначалу про Элли забывали.