Из опыта работы с детьми — аутистами
Занятия рисованием с ребёнком аутистом.
Недавно написала статью на конкурс посвящённый дню защиты детей и как-то сильно задумалась над этой темой. На этой волне решила поделиться опытом работы с детьми аутистами.
Прихожу как-то на занятие в логопедическую группу детского сада и вижу – новенький появился. Мальчик лет четырёх. Ладно, новенький так новенький, поглядим, как дела пойдут. На занятии сидит, смотрит в пустоту и ничего не делает. Ещё не привык?
Когда занятие закончилось, воспитатели ввели меня в курс дела: аутист. До трёх лет был ребёнок как все, а потом пошёл в детский сад и попал к очень крикливой и жестокой воспитательнице.
Не будем делать вид, что так не бывает. Всевозможные детские учреждения как магнит притягивают тех, кто не может себя реализовать в мире взрослых и хочет мучить слабых. Анекдотический образ ужасной училки МарьВанны вполне жизнен.
Вобщем, к четырём годам Славик перестал говорить и впал в апатию. Вот родители, спохватившись, и перевели его в другой детский сад в логопедическую группу.
С коррекционными группами и классами я всегда тесно сотрудничаю – именно там мои услуги востребованы как нигде. И с аутистами я уже имела дело, правда особого опыта нет – до этого случая мне довелось работать с четырьмя детьми с таким диагнозом.
Можно бы, конечно, и оставить Славика в покое, но я же обязалась развивать мелкую моторику рук у детей, значит и у этого апатичного ребёнка тоже. Следовательно нужно наладить контакт.
Что ж, время идёт, Славик за работу не берётся. На занятиях сидит сложа руки. Но есть и сдвиг – он начал следить за мной взглядом. Уже хорошо, торопить события не будем.
Хожу по группе, с разговорами к нему не пристаю, но подходя к их столу(дети сидят по двое) объясняю Славиной соседке как рисовать, а сама рукой опираюсь о спинку Славиного стула. Тут мне важно было понять , как он воспринимает прикосновение. Он не возражает. Значит, немного погодя иду дальше – иногда кладу ему руку на плечо. И когда стало ясно, что он и к этому привык, я решила, что теперь вполне пора рисовать. То есть стала действовать так: объяснив группе задание, раздавала работу, а потом, встав за спиной Славика вкладывала в его пальцы карандаш и, взяв кисть его руки в свою руку так раскрашивала картинку. И при этом я рассказывала: - Листик ты красишь правильно - вдоль жилок, за линию не выходишь. Красивый получился листик. Теперь цветочек, каким цветом будешь раскрашивать?
Сама беру красный карандаш и вкладываю в его руку и говорю: - Красным? Хорошо, пусть будет аленький цветочек…
Постепенно он начал удерживать пальцами карандаш сам, и я стала брать его уже не за пальцы, а за пястье. А погодя уже только стояла рядом и посматривала на его работу. Потихоньку-потихоньку, Славик начал раскрашивать картинки сам. К тому же, он теперь смотрел мне в лицо, то есть сам ловил мой взгляд. На вопросы он отвечал жестами – кивал или мотал головой. Это неправильно – совсем ни к чему вырабатывать особую систему знаков для общения в узком кругу.(Поэтому я не люблю, когда родители повторяют детский лепет и говорят с малышами коверкая язык). Ребёнок должен научиться понятно объясняться со всеми.
И вот однажды настроение у меня было прекрасное, с шутками прибаутками объясняю тему-"узор колючки". Нарисовали. Теперь кого кормить этими колючками будем? У меня есть раскраски - верблюдики и ослики. Каждый пусть скажет мне кого выбирает. Логопедическая группа, дети привычные скандировать, каждый громко и старательно выговаривает: «ве-р-р-р-блю-да!» или « о-с-с-ли-ка!», и я даю нужную раскраску. Доходит очередь до Славика. Вместо того, чтобы упростить дело - показать ему картинку и дождаться кивка, я задаю ему вопрос словами, как и всем другим. И Славик по инерции говорит: ослика.
Я не запрыгала и не захлопала в ладоши. Лучше бы вообще ничего и не произошло больше, но НЕТ! Одновременно с ним несколько ребят из группы закричали: Не спрашивайте его! Он у нас не разговаривает!!! (Боже мой, ну вот откуда берутся такие активисты, которым нужно сунуться и сказать СВОЁ плохое слово? Это ведь мы их такими воспитываем! Вобщем, момент тихого триумфа был испорчен: Славику твёрдо напомнили, что он должен молчать и оправдывать свою репутацию аутиста. Э-э-эх!
- Он РАЗГОВАРИВАЕТ! - отвечаю я правдолюбцам, - а вы, лучше, о себе думайте - не кричите во время занятия.
Тем и закончилось. Славик продолжал молчать, но через месяц я предприняла ещё одну провокацию. Задание было нарисовать десять яблок. Нужно было распределить их равномерно на листе. И вот Славик поднимает голову и глазами показывает мне, что выполнил задание. Подхожу с умным видом и, беззвучно шевеля губами, пересчитываю, указывая пальцем на каждое яблоко. И потом говорю: - Слушай, друг, их девять…
Славик чуть со стула не упал. А я ему: - Сам пересчитай!
Обалдевший Славик начинает вслух считать: один – два – три-…- десять! И победно смотрит на меня. Я смущённо признаю: - Смотри-ка, ты лучше меня умеешь считать!
После этого он уже стал коротко отвечать на вопросы.
А когда однажды во время занятия по аппликации Славик показал мне обрезок бумаги - остроугольный треугольник и сказал: - Крыска! - я поняла, что пацан стал как все.
А что? Малыш проявил общительность и, главное, дал мне понять, что способен увидеть в треугольнике стилизованный образ крысы в то время, как живые настоящие крысы на треугольник не походят, да он их, наверняка и не мог видеть вблизи. Именно под это мы форматируем нынешних детей и Славик успешно встал на эту стезю. Отрешённость и отрицание благополучно заменены детской моделью мира, изобретённой нами для счастья детей.
Про опыт работы с ребёнком-аутистом вам рассказала Марина Новикова.
Читайте ещё:
Метки: философия
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
Мой вам поклон!
Я стараюсь.
здравствуйте,у меня муражки по коже,,,,чудная статья-про работу с ребенком аутистом!!