Изобразительное творчестводля детей

Про подарки

Что такое подарок?

Пода́рок — вещь, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит в полное владение с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка.

Заметим - по собственному желанию. Дело вообще-то хорошее. Вот озарило человека,что ,например,сувенир, какая-то  одежда, картина - точно и замечательно соответствуют вкусу и облику  кого-то из друзей или близких, и вот  человек дарит ЭТО. Может быть - тут же по спонтанному душевному порыву, а, может, на воплощение идеи будет потрачено много времени и сил.

В идеале, подарок рассчитан на то, что получатель этому очень обрадуется, так как  получит то, что ему нужно. В годы бедности и неустроенности, наверно, такое было очень актуально. Люди  прыгали от радости, получив в подарок стул, рубашку или мешок картошки.

С произведениями искусства сложнее - они не удовлетворяют насущных физических потребностей и они должны быть очень-очень адресными. Тут нужно чрезвычайно хорошо знать, что именно порадует. И есть большой риск ошибиться - ведь в попытках угадать чужие мысли, мы смотрим в свою голову и приписываем другим свои  помыслы или то, что нам удобно.

Однако, повторюсь - вполне возможно, что в результате озарения мы способны чётко угадать, что  данная вещь данному человеку  будет в радость. А дарителю будет хорошо от того, что получатель счастлив. В идеале так.

Но я говорю о личностно-ориентированных подарках. Однако спонтанно, без повода и даты подарки люди делают довольно редко. Может, это и неплохо. В сущности, живём не в голодный год. А если надо выразить любовь, то  и надо выражать впрямую, а не заменять чувства вещами.

Но кто уж придумал обычай  НЕПРЕМЕННО дарить подарки на праздники… коммерсанты и политики, наверно. Что такое эти самые праздники и так не очень понятно. Выходной день, когда надо радоваться, есть вкусную еду и дарить и получать подарки. Причём это день радости чётко привязанный к определённой дате. Вот уж формализм в высшей степени. Хоть как-то можно ещё понять Новый Год и дни рождения. Остальные - это произвольно назначенные  даты, начисто не задевающие никаких душевных струн. Какие-то дни Бульдозериста. Седьмое… никому нынче не нужно. Первое… тоже уже не пользуемся популярностью.

Однако вот двадцать третье и восьмое  процветают. И   НАДО что-то дарить. Кстати, необходимость дарить что-то  ставит в тупик и озадачивает море народу. В Яндекс-статистике «что подарить маме» 43 тысячи запросов. Что подарить папе -19 тысяч (праздник уже прошёл, запрос потерял актуальность). Так, значит, как минимум 43 тысячи человек не имеют внутреннего ответа от своего сердца и души что же  маме подарить на это восьмое. Это в Яндексе. А сколько вообще таких, кто не знает  и ломает голову:  ну как выкручиваться-то,  ведь НАДО, ведь мы ДОЛЖНЫ, ОБЯЗАНЫ что-то подарить.

На этой почве процветают коммерсанты, впаривающие людям косметику, одёжки, цветы, сувениры и бытовую технику. Ну что, рада за них - есть реальная возможность поживиться.

Не радуюсь за тех, кто, поломав голову, наобум покупает какие-то духи, или букет роз и одаряет этой классикой жанра. Есть в этом некая ритуальная стандартность. Скажете: пусть хоть так. Да пусть, конечно, я-то воевать с букетами-духами не собираюсь.

У меня иной, так скажем, контингент. Дети. Дети! Мы объясняем им необходимость в определённый день в году дарить что-то папе (дедушке, брату), а в другой - маме, бабушке и сестре. Потому что вот - ТАК НАДО. Это такие дни - праздники называются. И вот мы настойчиво  внушаем детям, что надо сделать подарки . Если своими руками, то это будет особенно ценно. Конечно, нам надо развивать и обучать детей, так вот и пусть  займутся развитием своих способностей и умений под лозунгом – порадовать маму или папу, типа это будет развитие по ходу ПОЛЕЗНОЙ деятельности. Изготовление подарка! - прекрасный мотив для развития рук.

Но,так как идея  предложена извне, то и собственных соображений у детей мало. Ну не сами они захотели радовать родных, а  традиции, общественность, внешние условия диктуют, что давай делай подарок! В подавляющем большинстве, на вопрос -  что маме подарите? - дети отвечают: какую-нибудь открытку или  картинку. А мама хочет получить какую-нибудь открытку или картинку? Дети не задумывались - им сказали, что это то, что надо сделать. Тут-то мы учителя и воспитатели  являемся со спасательной идеей: мы уже всё обдумали, сочинили макет открытки, сувенира, остаётся только объяснить детям как сделать то, что НЕСОМНЕННО порадует их родителей в этом году. А родителям остаётся просто принять эти массово изготовленные по образцу дары за  искренний душевный порыв. Да вот, на это двадцать третье я наблюдала, как вся параллель вторых классов  изготовляла папам рыбку из солёного теста. Учительница технологии   сделала трафареты, и  больше сотни детей делали рыбку. Не знаю, сколько из них из полных семей, но у кого папы есть, получили  шаблонное изделие в подарок.

Давайте уж не будем хоть себе-то врать и говорить, будто такие подарки дети делают от всей души и от всего-всего сердца.

В этом году, опять же, я видела десятки бумажных моделей танков папам. Ну и ну. Какой посыл такого дара? Например: папа, ты наш защитник, за тобой, как за каменной стеной, вот тебе бумажный танк, для бумажных битв!

Ещё странной популярностью пользовались открытки - рубашка с галстуком. Смысл послания: ты мой аккуратный, джентльмен… безголовый.

Я беседовала с пятиклассником, он рассказал, что на день защитника все мальчики  класса получили от девочек такие рубашки-галстуки. Я не стала расспрашивать о его впечатлении, а сразу перевела тему - что он маме собирается подарить? Пацан ответил, что сам он не знает, а папа посоветовал «юбочку там, какую-нибудь из бумаги вырезать и  на ней поздравление написать…». Тут мальчик пожал плечами даже не ожидая моего одобрения - и так ясно, что мама примет подарок с благодарностью, которую предписывает обычай. Я тоже не стала развивать идею того, что за  message  предполагается в дарении бумажной юбки, но подумала, что мама была бы права, если бы встречно  поставила на стол  картонные кренделя и  бумажный чай.

Замечу, что само изготовление странных подарков детьми мотивируется так: каждый папа будет счастлив получить от своего чада  подарок, сделанный своими руками. И стандартная фраза -«в который маленький человечек вложил  свою любовь и душу…»

Я не каждый папа и не имею представления, что чувствуют папы, получая стандартных рыбок или танки от детей. Просто не знаю и всё, но факт, что НЕ обрадоваться папы не могут, потому, что ну никак нельзя. Ритуал. Ребёнка обязывают делать подарок, родителей обязывают принимать с благодарностью.

Мне самой пока что ученики дарили открытки только с цветами, если бы юбку или, ну что там напрашивается по аналогии? - блузка? сумка?… картонную стиральную машину… то честное слово, удивлению моему не было бы предела.

Я же говорю: зачастую подарки  являются подменой  чувств на вещь или типа на знак вещи.

Как я отношусь к  подаркам от учеников? Самодельные ещё куда ни шло, но в душе я удивляюсь - под влиянием чего ребёнок  решил, что надо мне преподнести стандартно нарисованный цветок с надписью -"поздровляю", если учесть, что под моим руководством на занятиях цветов было нарисовано немеряно, мой дом ломится от детских рисунков и поделок. Это как рыбаку дарить рыбу. Вот если бы ребёнок подарил картину! Да! С  интересным, самостоятельно придуманным сюжетом. Да, сам бы  придумал без подсказок взрослых, по своему порыву….Эх, это мечты. Р-р-размечталась.

А настоящие цветы и шоколад - да ну их. За такими подарками стоят уже не дети, а их родители, финансирующие  проект. Такое мне и вообще как-то не нужно.

Я на всю жизнь запомнила случай. Был у меня пятилетний ученик. Мальчик был в группе изгоем и плохо успевал. Хвалить его мне доводилось очень редко - увы. И я старалась хоть поменьше дёргать его из-за несоблюдения техники безопасности, которую он часто нарушал. Вобщем, хорошего мало. И  вот, однажды этот пацан сидит на уроке сам не свой, вертится, весь перекосился на стуле, и всё шарится в кармане штанишек. Да что с ним такое? Занятие закончилось, и тут он подходит, достаёт из кармана расквашенную шоколадную конфетку и протягивает мне. Я была тронута. Неужто  мои занятия затронули какие-то струны этой юной души? Так-то я никогда не беру угощения у детей, и тут не хотела. Но на этот раз решила не обижать (конфетка выглядела уж очень жалкой и истерзанной) и поступилась своим принципом. Взяла, поблагодарила, а потом потихоньку выбросила...ай, всё неладно).....Прихожу на занятие через неделю, малыш вертится, грызёт ножницы… Я говорю: прекрати. А он в ответ: почему ругаетесь? Вы же взяли конфету!

Я сочла,  что мальчик был вполне прав: я не хотела брать, но взяла. И вот расплата: я в долгу. Так что с этим подарками и душевными порывами всё не так и просто и однозначно.

Автор статьи Марина Новикова.

Читайте ещё:

Портрет мамы

Детский труд

Куда девать детские поделки


Google+

ПлохоХорошоОчень хорошоОтличноСупер (голосов: <1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *