Изобразительное творчестводля детей

О применении детских поделок

Куда применять детские изделия?

Детские поделкиВ нашей обучающей методике много места уделяется раскрашиванию и вырезанию. Понятно, что в процессе этой деятельности ребенок в первую очередь тренирует руки и глазомер, а так же развивает творческую фантазию, воображение и логическое мышление. Так же, учащимся в игровой  форме прививаются нравственные и моральные принципы и ценности. Поясним на простом примере: уже рисуя или вырезая кота-папу, кошку-маму и их сына котеночка, а, затем, еще сочиняя сказку (ну, какой-то может и немудрёный сюжет) про эту дружную семью, ребенок сам начинает задумываться над семейными ценностями. Главная  цель этой деятельности ясна: это обучение, тренировка, воспитание, развитие учащегося.

Мы вполне благосклонно принимаем  заявки, что в обучении важен процесс, а не результат. Однако, обычно он всё же есть: у нас остается как бы некий далее (неиспользуемый) остаток, а именно – картинка, аппликация, вырезанная фигурка. Вообще-то не стоит  придавать вещам (предметам) большого значения, обучение ведется ради самосовершенствования человеческой личности, а не для приумножения количества стандартизированных артефактов.  (Честно поглядев на ситуацию, никто , мы  надеемся, не возразит, что при  обучении по образцам, дети и занимаются  копированием. Творчество, какой бы  смысл мы ни вкладывали в этот термин, явно не является целью массового обучения. Массово детей учат  усваивать образцы.)

Итак, в руках у ребенка остается некая выполненная работа. Как же  с ней поступить? Большинство педагогов сходятся во мнении, и мы с ними согласны, что лучше всего, если учащиеся будут активно играть со своими поделками. Игра – так же род обучения, в то же время, в процессе игры изделие как бы используется по полной, изнашивается и в конце концов приходит в негодность. Но психика у детей разная, и не все дети принимают идею одушевления своих работ. Игре надо учиться, игре надо учить. А дидактические игры на обучающих  занятиях – дело обычно формализовано-прнудительное и со спонтанной игрой, задействующей душу и сердце  ребёнка, практически  не соотносящееся.  Но, ладно, тему игры пока  далее развивать не будем:если ребёнок  хочет и умеет  играть, то замечательно, если не научен или НЕ хочет, то - увы.

К тому же с картинками особо не поиграешь.

Возвращаемся к вопросу«куда применять детские изделия».

Здорово, если есть возможность выставить удачную работу ребенка на всеобщее обозрение, конечно, это замечательный психологический стимул к дальнейшим свершениям.

 Но что же происходит, когда и  возможности выставить нет? Самый распространенный вариант – когда ребенок дарит своё изделие, например,  родителям, при этом он, к слову сказать, снимает с себя ответственность за ее будущее.

Будем честными: мы понимаем, что ученическая поделка, в конечном счете, не представляет  собой большой художественной ценности. Это, как правило, не более чем учебные работы, и восхищает нас в них скорее детская непосредственность (и тот первостепенной важности факт, что это изделие именно  НАШЕГО родного ребёнка), а не глубина смысла или мастерство.

Однажды я присутствовала при беседе двух художников, собиравшихся открыть  в нашем провинциальном городе художественный салон  по продаже картин. Один из предпринимателей , возносясь в эмпиреи ,говорил, что половину помещения надо отвести под детские работы. НЕТ! - охладил его второй, - ДЕТСКИЕ РАБОТЫ СОВЕРШЕННО НЕ ПРОДАЮТСЯ. На них нет спроса.

Так вот, как бы мы ни хотели убеждать себя и идеализировать ситуацию, дела обстоят  так: чужим людям картинки наших чад, может, вобщем-то нравятся, но они им НЕ НУЖНЫ.

И теперь перед нами стоит деликатная задача найти тончайшую грань между умилением детским творчеством и пренебрежением к нему. Поделки, которые дарят вам дети, я посоветую принимать благосклонно, но без излишней аффектации.

Замечательно, когда ребенок способен получать удовольствие от самого процесса творчества. Но (мы развиваем изначальную мысль статьи)  в процессе обучения и родители педагоги ориентируют ребенка  на результат, то есть готовое изделие и соответственно похвалу со стороны взрослых. С одной стороны, важно обрадовать ребенка похвалой в том случае, если свою работу он тщательно планировал и выполнил в соответствии с замыслом порадовать кого-то из близких. С другой –  если ребенок по поводу любой спонтанной работы ждет похвалы и одобрения, стоит проявить тактичную непреклонность и при этом задуматься о причинах такого поведения. Если маленький творец очень плодовит и склонен рисовать(и дарить) десятки картинок в день, то, во-первых, следует обратить его внимание на улучшение качества своей работы – эта мера, возможно, сдержит одаривательный натиск.

Так же, конечно, надо помнить, что психика у всех разная, к каждому ребенку  должно искать индивидуальный подход.

У меня самой однозначного ответа  на вопрос куда применять детские работы нет. Я фотографирую и иллюстрирую статьи в блоге. А работы…

Если работ на самом деле слишком много и девать их решительно некуда, на самом деле их приходится утилизировать.

Но помните, что из тактических же соображений ни в коем разе нельзя делать это сразу и на глазах у ребенка.

Расскажу  и о другом аспекте отношения к детским изделиям.  Вчера занятие закончилось, дети  побежали в раздевалку – положить картинки  в свои шкафчики. Выхожу и вижу: малыш, который только что обещал мне, что дома докрасит и вырежет  деловито складывает картинку вчетверо!… Каково?

Я понимаю, возможно, он и вправду доделает работу и принесёт мне. Мятую, согнутую…

Я не в первый раз  такое отношение вижу. Более того, бывали случаи, что на мой призыв принять участие в каком-нибудь конкурсе, ученики-школьники  простодушно приносили мне нарисованные картинки - КОНКУРСНЫЕ! ДЛЯ ОТПРАВКИ В МОСКВУ! - и они были сложены вчетверо и даже более. Причём  дети в принципе не понимали моего удивления. Не видели проблемы. Ну - мятая, ну жёваная, но картинка же.

А откуда это? Как откуда – от родителей. Очень много раз я наблюдала, как вечером малышей  родители забирают из детского сада. Ребёнок мчится к маме с картинкой которую  они сегодня нарисовали. Мама самым трогательным образом хвалит, говорит: молодец, как  красиво  нарисовано! И при этом складывает картинку вчетверо и кладёт в карман.  А чё -  сумочка у неё маленькая, лист А4 не войдёт. Очень даже всё понятно. Очередная  картиночка, нарисованная  ребёнком  на изо ни зачем не нужна. Скорее всего она отправится в мусор(но мама проявляет такт - не выбрасывает сразу)…. Хммм, а я-то только что детям толковала про ценность их работы.

И напоследок расскажу о случае, который я запомнила очень ярко. Был День Города. И в городском парке руководители одного из художественных учебных заведений развели большой костёр и дети вереницей несли свои поделки - бумажные и деревянные, соломенные модели, некоторые очень крупные и трудоёмкие  и…бросали в огонь. Некоторые плясали. Другие плакали. Руководитель объяснил, что это что-то вроде потлача: воспитываем готовность отказаться от большой ценности.

Как факт- они тогда точно избавили своё учебное заведение от множества устаревавших и захламлявших  классы и мастерские громоздких  артефактов.

Я, случайно  попав на это шо, смотрела на  кружившиеся в воздухе хлопья сажи и думала: мне такое слабо. Я работы учеников уничтожаю потихоньку.

Такие дела. Существуют и такие способы  применения  изделий детей.

Автор статьи  Марина Новикова.

Читайте ещё:

Портрет мамы

Про подарки

Как мотивировать детей развивать руки

 


Метки:
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *