О применении детских поделок
Куда применять детские изделия?
В нашей обучающей методике много места уделяется раскрашиванию и вырезанию. Понятно, что в процессе этой деятельности ребенок в первую очередь тренирует руки и глазомер, а так же развивает творческую фантазию, воображение и логическое мышление. Так же, учащимся в игровой форме прививаются нравственные и моральные принципы и ценности. Поясним на простом примере: уже рисуя или вырезая кота-папу, кошку-маму и их сына котеночка, а, затем, еще сочиняя сказку (ну, какой-то может и немудрёный сюжет) про эту дружную семью, ребенок сам начинает задумываться над семейными ценностями. Главная цель этой деятельности ясна: это обучение, тренировка, воспитание, развитие учащегося.
Мы вполне благосклонно принимаем заявки, что в обучении важен процесс, а не результат. Однако, обычно он всё же есть: у нас остается как бы некий далее (неиспользуемый) остаток, а именно – картинка, аппликация, вырезанная фигурка. Вообще-то не стоит придавать вещам (предметам) большого значения, обучение ведется ради самосовершенствования человеческой личности, а не для приумножения количества стандартизированных артефактов. (Честно поглядев на ситуацию, никто , мы надеемся, не возразит, что при обучении по образцам, дети и занимаются копированием. Творчество, какой бы смысл мы ни вкладывали в этот термин, явно не является целью массового обучения. Массово детей учат усваивать образцы.)
Итак, в руках у ребенка остается некая выполненная работа. Как же с ней поступить? Большинство педагогов сходятся во мнении, и мы с ними согласны, что лучше всего, если учащиеся будут активно играть со своими поделками. Игра – так же род обучения, в то же время, в процессе игры изделие как бы используется по полной, изнашивается и в конце концов приходит в негодность. Но психика у детей разная, и не все дети принимают идею одушевления своих работ. Игре надо учиться, игре надо учить. А дидактические игры на обучающих занятиях – дело обычно формализовано-прнудительное и со спонтанной игрой, задействующей душу и сердце ребёнка, практически не соотносящееся. Но, ладно, тему игры пока далее развивать не будем:если ребёнок хочет и умеет играть, то замечательно, если не научен или НЕ хочет, то - увы.
К тому же с картинками особо не поиграешь.
Возвращаемся к вопросу«куда применять детские изделия».
Здорово, если есть возможность выставить удачную работу ребенка на всеобщее обозрение, конечно, это замечательный психологический стимул к дальнейшим свершениям.
Но что же происходит, когда и возможности выставить нет? Самый распространенный вариант – когда ребенок дарит своё изделие, например, родителям, при этом он, к слову сказать, снимает с себя ответственность за ее будущее.
Будем честными: мы понимаем, что ученическая поделка, в конечном счете, не представляет собой большой художественной ценности. Это, как правило, не более чем учебные работы, и восхищает нас в них скорее детская непосредственность (и тот первостепенной важности факт, что это изделие именно НАШЕГО родного ребёнка), а не глубина смысла или мастерство.
Однажды я присутствовала при беседе двух художников, собиравшихся открыть в нашем провинциальном городе художественный салон по продаже картин. Один из предпринимателей , возносясь в эмпиреи ,говорил, что половину помещения надо отвести под детские работы. НЕТ! - охладил его второй, - ДЕТСКИЕ РАБОТЫ СОВЕРШЕННО НЕ ПРОДАЮТСЯ. На них нет спроса.
Так вот, как бы мы ни хотели убеждать себя и идеализировать ситуацию, дела обстоят так: чужим людям картинки наших чад, может, вобщем-то нравятся, но они им НЕ НУЖНЫ.
И теперь перед нами стоит деликатная задача найти тончайшую грань между умилением детским творчеством и пренебрежением к нему. Поделки, которые дарят вам дети, я посоветую принимать благосклонно, но без излишней аффектации.
Замечательно, когда ребенок способен получать удовольствие от самого процесса творчества. Но (мы развиваем изначальную мысль статьи) в процессе обучения и родители педагоги ориентируют ребенка на результат, то есть готовое изделие и соответственно похвалу со стороны взрослых. С одной стороны, важно обрадовать ребенка похвалой в том случае, если свою работу он тщательно планировал и выполнил в соответствии с замыслом порадовать кого-то из близких. С другой – если ребенок по поводу любой спонтанной работы ждет похвалы и одобрения, стоит проявить тактичную непреклонность и при этом задуматься о причинах такого поведения. Если маленький творец очень плодовит и склонен рисовать(и дарить) десятки картинок в день, то, во-первых, следует обратить его внимание на улучшение качества своей работы – эта мера, возможно, сдержит одаривательный натиск.
Так же, конечно, надо помнить, что психика у всех разная, к каждому ребенку должно искать индивидуальный подход.
У меня самой однозначного ответа на вопрос куда применять детские работы нет. Я фотографирую и иллюстрирую статьи в блоге. А работы…
Если работ на самом деле слишком много и девать их решительно некуда, на самом деле их приходится утилизировать.
Но помните, что из тактических же соображений ни в коем разе нельзя делать это сразу и на глазах у ребенка.
Расскажу и о другом аспекте отношения к детским изделиям. Вчера занятие закончилось, дети побежали в раздевалку – положить картинки в свои шкафчики. Выхожу и вижу: малыш, который только что обещал мне, что дома докрасит и вырежет деловито складывает картинку вчетверо!… Каково?
Я понимаю, возможно, он и вправду доделает работу и принесёт мне. Мятую, согнутую…
Я не в первый раз такое отношение вижу. Более того, бывали случаи, что на мой призыв принять участие в каком-нибудь конкурсе, ученики-школьники простодушно приносили мне нарисованные картинки - КОНКУРСНЫЕ! ДЛЯ ОТПРАВКИ В МОСКВУ! - и они были сложены вчетверо и даже более. Причём дети в принципе не понимали моего удивления. Не видели проблемы. Ну - мятая, ну жёваная, но картинка же.
А откуда это? Как откуда – от родителей. Очень много раз я наблюдала, как вечером малышей родители забирают из детского сада. Ребёнок мчится к маме с картинкой которую они сегодня нарисовали. Мама самым трогательным образом хвалит, говорит: молодец, как красиво нарисовано! И при этом складывает картинку вчетверо и кладёт в карман. А чё - сумочка у неё маленькая, лист А4 не войдёт. Очень даже всё понятно. Очередная картиночка, нарисованная ребёнком на изо ни зачем не нужна. Скорее всего она отправится в мусор(но мама проявляет такт - не выбрасывает сразу)…. Хммм, а я-то только что детям толковала про ценность их работы.
И напоследок расскажу о случае, который я запомнила очень ярко. Был День Города. И в городском парке руководители одного из художественных учебных заведений развели большой костёр и дети вереницей несли свои поделки - бумажные и деревянные, соломенные модели, некоторые очень крупные и трудоёмкие и…бросали в огонь. Некоторые плясали. Другие плакали. Руководитель объяснил, что это что-то вроде потлача: воспитываем готовность отказаться от большой ценности.
Как факт- они тогда точно избавили своё учебное заведение от множества устаревавших и захламлявших классы и мастерские громоздких артефактов.
Я, случайно попав на это шо, смотрела на кружившиеся в воздухе хлопья сажи и думала: мне такое слабо. Я работы учеников уничтожаю потихоньку.
Такие дела. Существуют и такие способы применения изделий детей.
Автор статьи Марина Новикова.
Читайте ещё:
Как мотивировать детей развивать руки
Метки: детские поделки
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки