Плюсы и минусы пазлов
Давайте попристальнее рассмотрим какие есть способы развития мелкой моторики , ловкости , силы, вобщем, развития рук. Способов существует множество - на любой вкус…Тут вам и лепка и кляксография и пальчиковая гимнастика и печать штампиками. Причём, разумеется, задача тренировки рук не может решаться изолированно. Какой способ ни возьми ,понятно, что воздействие его будет на ребёнка в целом - развитие рук, усидчивости, дисциплины, аккуратности, общего кругозора,памяти, душевных качеств. И это всё учесть ,конечно, невозможно, но следует помнить и отдавать себе отчёт, с этим самым развитием рук дела обстоят не так и просто. Я, за время работы над своей темой ,перепробовала многие способы, те, которые у меня хорошо получаются, дают явный результат и нравятся лично мне, я вам буду описывать очень подробно.
Некоторые иные способы я применяла, но они либо не пошли, либо как-то быстро исчерпали себя(работа с верёвками и бисером).
И есть такие, применять которые я даже не пыталась. Начну именно с них.
Пазлы-за и против.
Слово означает «головоломка», а само занятие заключается в собирании картинки из деталей сложной, зачастую очень вычурной формы .Причём картинка прилагается к набору и её надо воспроизвести ,разумеется досконально. Как правило, на ней изображение предмета или героя мультфильма - длядетей помладше, для старших - кадр из мультфильма, зачастую многофигурная композиция с пейзажем или интерьером. Детали такого пазла соединяются друг с другом посредством фигурных пазов и соответствующих выступов. Ручная умелость при собирании таких конструкции, развивается несомненно. Наблюдательность, сообразительность, умение анализировать. Плюсов у пазлов много,но есть и минусы.
Как плановые занятия по расписанию пазлы не применяются. Я обычно вижу детей, складывающих пазлы на переменах в школе и в перерывах между учебными занятиями в детских садах. Бывают спокойные и усидчивые дети, которые осваивают какую-нибудь картинку ,изучают её досконально и потом с гордостью демонстрируют как они собирают данный образец чуть ли не наизусть. Вроде как бы и здорово и великолепно, но… ,глядя на такие достижения, я думаю: да почему же ты, милый друг, наизусть-то выучил какую-то произвольную чужую картинку, а не применил свои умения для создания своих образов. Я не буду наотмашь утверждать, будто вот это сосредоточенное воспроизведение чужих, придуманных другими образов так вот прямо и подавляет фантазию самих детей и тормозит их собственное воображение, но я уверена, что в какой-то мере это именно так. Я искренне убеждена, что это настойчивое воспроизведение детально разработанных чужих картин тормозит творческое развитие ребёнка.
С другой стороны, дети обычно не так и усидчивы, собрав картинку пару раз и доказав себе и близким, что работа такой сложности им по плечу, они теряют интерес к данному набору …Ну, вот он и лежит «отработанный» и невостребованный более. Взрослые теперь должны решить куда его «пристроить»и ,если ребёнку собирание пазлов нравится, придётся периодически покупать новые наборы(пополняя карманы производителей пазлов деньгами,а головы своих детей новыми строго фиксированными картинками).
Я сама и двух картинок из пазлов за свою жизнь не собрала: мне моментально становится скучно. Я обязательно хочу, чтобы была возможность воплощать свои идеи, а не копировать чужие достижения. Полное отсутствие возможности проявить свою фантазию, сделать свою картинку или хотя бы по-своему изменить сюжет имеющейся , сразу отбивает у меня желание заниматься пазлами. То же , кстати и с оригами. Ну никак их не изменишь, эти фигурки с очень чётко заданными параметрами и последовательностью изготовления.
Воспроизведение образцов вообще тема скользкая.
Я, конечно, даю образцы. Ещё бы. И по головке я себя за это не поглажу. Работая в классе, я всё же, стараюсь свести к минимуму вред от заштамповывания детского воображения.
Например, тема-«тигр». Рисую тигра на доске, объясняю строение. Стираю рисунок. Рисую второго(например развёрнутым на 180 градусов) или сидящего или бегущего. Снова объясняю строение и стираю этот рисунок тоже. А теперь нарисуйте, дети, тигра. Образцов было много, принцип изображения объяснён и ни один из них не мозолит глаза. Хотя это, конечно же не идеал. Идеал - рисовать с натуры. Да, с натуры, которая и есть постоянная и переменчивая правда жизни - источник вдохновения и фантазии.
Но, погарцевав на моём любимом коньке- всегда я агитирую за реализм и работу с натуры, вернёмся к основной теме - развитие рук посредством пазлов. Да конечно, пусть дети их собирают. Проблему чем занять детей они вобщем решают, руки развивают замечательно, но возможные побочные эффекты от забивания головы картинками этих пазлов - ну, тут уж родители сами решат для себя чего больше в пазлах –плюсов или минусов.
На этом статью заканчиваю. Другие способы развития рук будут рассмотрены в последующих постах.
О плюсах и минусах пазлов вам рассказывали Handykids.ru .
Ещё читайте по теме
Метки: развитие мелкой моторики рук детей
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки