Роспись чашки — геометрический узор
Тему «раскраски посуда» мы с вами уже проходили. Узоры для трафаретов чашек и кружек придумывали. Но вот, прошло почти полгода, я опять вернулась к теме «прорезание отверстий в бумаге». Тут без посуды с ручками не обойтись.
Однако не вырезать же эти трафареты просто так. Разукрасить сначала надо. В прошлый раз мы обговаривали как украшать: обычно на посуде изображают растительные мотивы . Ну, иногда мишки-котики. Но можно ведь и геометрический узор. Если в меру, конечно.
Товарищи, если ваши ученики на предложение украсить что-то узором – посуду, одежду…-рисуют строчки квадратиков и треугольников, то это ,скорее всего, от того, что в их жизни много обучения математике и очень мало собственного опыта наблюдения этой самой жизни.
Но мы вернёмся к идее украшения чашечки геометрическим узором. Например , кружочками- горошинами. Чтобы потренировать глазомер и сообразительность задание усложним. Дано: контур чашки с условным блюдечком. Изображение очень схематическое-это трафарет, шаблон. На самом деле края блюдца загибаются вверх, и это уж очень сложные вопросы перспективного изображения круга. Поэтому блюдечко рисуем как бы плоским.
Нам нужно нарисовать ряд горошин по верхнему краю чашки и по нижнему - у донышка. Я это объясняю ученикам на живом примере: беру чашку и провожу пальцем вокруг края и вокруг донышка. Дать всему классу повертеть чашку в руках не представляется возможным. Это минус массового обучения-народу очень много. В результате формализм-показывает учитель,а кто что там увидел...
Заметьте! - треть учеников (любого возраста)нарисует так:
Да, дети рисуют рамку из горошинок, очерчивающую плоскую проекцию чашки. Хотя о том, чтобы на боках чашки изображать узоры речи не было, многие автоматически рисуют «по-краю». И вот мы опять и вновь возвращаемся к осознанности и призывам понимать, что изображение плоское, но подразумевает объём.
Дети спохватываются : а! точно - на боках-то вроде и зря эти горошинки. Ластик хвать - и исправлять. Теперь всё хорошо.
Ладно, тут я сообщаю: следующая задача на засыпку! Надо нарисовать ряд горошинок по середине боковой поверхности чашки. Провожу пальцем и опять жду, что нарисуют.
Просто отмерять середину высоты не догадался ещё никто. Зато очень многие рисуют дугой…но какой! Скобкой ВНИЗ. Тут я принимаюсь разъяснять: народ, ну линейки хоть возьмите, середины найдите.
Кратко поясню принцип подхода:Измеряем высоту чашки в нескольких произвольно взятых местах ,делим высоту пополам,отмечаем засечками,а затем их соединяем.Поупражняемся в расчерчивании и измерении.
И что же выясняется? -а то, что и впрямь дуга, только наоборот.Скобка-то - концами ВВЕРХ.
Такая дуга, которая будет параллельна верхнему краю и линии донышка. Как это неожиданно и непредвзято, а?
Только что все пришли в себя от таких геометрических открытий, а у меня новая затея: чай наливаем! Я реально наливаю чай и предлагаю желающим приглядеться к линии края жидкости.(разрешаю подходить по-одному). Некоторые -видят!
Да, сегодня в моей любимой логопедической группе аж два семилетних мальчика нарисовали линию чая сами, без моих объяснений. Чисто по наблюдению, эту тему мы с ними ещё не проходили. И это так радует и утешает. Ну не все же достижения только по образцу и по аналогии с уже известными способами решения.
Теперь ещё горошинки по краю блюдечка - для единства стиля сервиза.
Нарисовали всю геометрию - раскрасим. И вот мы добрались до заявленной темы - теперь вырежем с прорезанием отверстия сквозь ручку. Обычно все эти эксперименты и рисование-вырезание занимают всё занятие.
А через пару недель опять повторим тему. Я попрошу нарисовать на чашке узор волна. Вас сразу предваряю: тут сложности те же, но и ещё прикол - по краю блюдечка узор загибается. То есть это не просто волна, а волна вдоль овала. Тут нужен глаз да глаз, и надо думать. Как проведу занятия-расскажу вам о результатах.
Такой вот опыт. С помощью росписи чашки самым незатейливым узорчиком можно здорово потренировать сообразительность учеников.
Читайте о том,как посуда поможет тренировать мелкую моторику рук и глазомер детей:
Лепим чашки с натуры
Метки: расчерчивание, узор
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
Прекрасная работа,затея,игра — назовите как хотите — для развития детей.Я думаю,что людям пожилого возраста также можно рекомендовать.
Благодарим за похвалу.