Изобразительное творчестводля детей

Роспись чашки — геометрический узор

Украсим чашку узорамиТему  «раскраски посуда» мы с вами уже  проходили. Узоры для трафаретов чашек и кружек   придумывали. Но вот, прошло почти полгода,  я опять вернулась к теме «прорезание отверстий в бумаге». Тут без посуды с ручками не обойтись.

Однако не вырезать же  эти трафареты просто так. Разукрасить сначала надо. В прошлый раз мы обговаривали как украшать: обычно на посуде  изображают растительные мотивы .  Ну,  иногда мишки-котики. Но можно ведь и геометрический узор. Если в меру, конечно.

Товарищи, если ваши ученики на предложение украсить что-то  узором – посуду, одежду…-рисуют строчки квадратиков и треугольников, то это ,скорее всего, от того, что в их жизни много обучения математике и очень  мало собственного опыта наблюдения этой самой жизни.

Но мы вернёмся к идее украшения чашечки геометрическим узором. Например , кружочками- горошинами. Чтобы потренировать глазомер и сообразительность задание  усложним. Дано: контур чашки с условным блюдечком. Изображение очень схематическое-это трафарет, шаблон. На самом деле края блюдца загибаются вверх, и это уж очень сложные вопросы перспективного изображения круга. Поэтому блюдечко рисуем как бы плоским.

Нам нужно нарисовать ряд горошин по  верхнему краю  чашки и по нижнему - у донышка. Я это объясняю ученикам на живом  примере: беру чашку и провожу пальцем вокруг края и вокруг донышка. Дать  всему классу повертеть чашку в руках не представляется возможным. Это минус массового обучения-народу очень много. В результате формализм-показывает учитель,а кто что там увидел...

Геометрический узорЗаметьте! - треть учеников (любого возраста)нарисует так:

Да, дети рисуют рамку из горошинок, очерчивающую плоскую проекцию чашки. Хотя о том, чтобы на боках чашки  изображать узоры речи не было, многие автоматически рисуют «по-краю». И вот мы опять и вновь возвращаемся к осознанности и призывам понимать, что изображение плоское, но подразумевает объём.

Дети спохватываются : а! точно - на боках-то вроде и зря  эти горошинки. Ластик хвать -  и исправлять. Теперь всё хорошо.

Узор горошек

Ладно, тут я сообщаю: следующая  задача на засыпку!  Надо нарисовать ряд горошинок по середине боковой поверхности чашки. Провожу пальцем и опять жду, что нарисуют. Роспись посуды

Просто отмерять середину высоты не догадался ещё никто. Зато очень многие рисуют дугой…но какой! Скобкой ВНИЗ.  Тут я принимаюсь разъяснять: народ, ну линейки хоть возьмите, середины найдите.

Кратко поясню принцип подхода:Измеряем высоту чашки в нескольких произвольно взятых местах ,делим высоту пополам,отмечаем  засечками,а затем их соединяем.Поупражняемся в расчерчивании и измерении.

Измерение

Расчерчивание

И что же выясняется? -а то, что и впрямь дуга, только наоборот.Скобка-то - концами ВВЕРХ.

Середина чашки

 Украшаем посуду

Такая дуга, которая будет параллельна верхнему краю и линии донышка. Как  это неожиданно и непредвзято, а?

Только что все пришли в себя от таких  геометрических открытий, а у меня новая затея: чай наливаем! Я реально наливаю чай и предлагаю желающим  приглядеться к линии края жидкости.(разрешаю подходить по-одному). Некоторые -видят!

Работа ученика

Расчерчивание

Да, сегодня в  моей любимой  логопедической  группе аж два семилетних мальчика нарисовали линию чая сами, без моих объяснений. Чисто по наблюдению, эту тему мы с ними ещё не проходили.  И это так радует и утешает.  Ну не все же достижения только  по образцу и по аналогии с уже известными способами решения.

Теперь ещё горошинки по краю блюдечка - для единства стиля сервиза.

Нарисовали всю геометрию - раскрасим.  И вот мы добрались до заявленной темы - теперь вырежем с прорезанием отверстия сквозь ручку. Обычно все эти эксперименты и рисование-вырезание занимают  всё занятие.

А через пару недель опять повторим тему. Я попрошу нарисовать на чашке  узор волна. Вас сразу предваряю: тут сложности те же, но и ещё прикол - по краю блюдечка узор загибается. То есть это не просто волна, а волна вдоль овала. Тут нужен глаз да глаз, и надо думать.  Как проведу занятия-расскажу вам о результатах. Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -"Изо" и "ручной труд" для детей по почте]

 Узор Волна

Такой вот  опыт. С помощью росписи чашки самым незатейливым узорчиком  можно  здорово  потренировать  сообразительность учеников.

Читайте о том,как посуда поможет тренировать  мелкую моторику рук и глазомер детей:

Лепим чашки и миски

Лепим кувшин

Лепим чашки с натуры

Раскраски посуда

Блюдечко с каёмочкой.

 


Метки: ,
 

Google+

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

  1. Natabul

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *