Изобразительное творчестводля детей

Сказка три медведя и аспекты её иллюстрирования

Здравствуйте,товарищи читатели  блога Handykids.ru!

Надеюсь всем известна сказка «Три медведя».

Кому что , а мне, конечно, самое интересное -  иллюстрирование. Коротко вспомним сюжет и посмотрим  на эту сказку с  изобразительной точки зрения.

Девочка Машенька пошла в лес.

ОДНА!!! И заблудилась. Я бы ещё понимала- отправилась за грибами и ягодами с подругами. Но нет – она пошла одна! Это чрезмерно безрассудно, даже для сказочного измерения.

Лирическое отступление. Вы  , наверное, видали  как кошки и собаки с деловым видом бегут или идут по улицам куда-то вдаль.  Зачем? Ну какие-такие у них вдали ДЕЛА? Что их толкает идти туда, а не куда-то в другом направлении. Куда бежит жук? Как он выбирает  дорогу и цель? Магнитные поля, запах, астральный зов? Не знаю, но всегда  изумляюсь. Вот и Машенька - встала, вышла из отчего дома и наобум в одиночку  пошла в лес. Что ею двигало? НЕПОСТИЖИМО.

Итак, она блуждала по лесу,  пока не набрела на избушку. Заходит -комната , посередине стол накрыт: три тарелки с похлёбкой и три ложки. Хозяева , видимо,  категорически хотели есть  именно остывшую еду, если всё разлили по мискам  и ушли. Девочка  простодушно похлебала из  ВСЕХ мисок: две не понравились - очень большие  ложки и стулья неудобные. Третий прибор был впору и стульчик подходящий. Машенька всё съела, стала качаться на стуле и сломала его.(Ломает МЕДВЕЖЬЮ мебель. Очень, очень резкая девочка.)

Мне в детстве объясняли, что «Алиса в Стране Чудес»-это сказка,  обучающая  пониманию различий величин,  больше-меньше и понятию относительности  величин. Отчасти я согласна : там есть про  со-измерения.

С этой точки зрения  Три Медведя тоже сказка о соотношении величин. Девчонка опытным путём ищет правильный размер. Причём не на-глазок,а на ощупь. Поучительный, конечно, способ постижения  мира. Но.

Но больно уж много она там набедокурила. Есть варианты сказки, где она ещё и  мисочку  самую маленькую разбила!

Наделав делов, она пошла в другую комнату- МНОГОКОМНАТНАЯ ИЗБА! Там была спальня с тремя кроватями: очень большая, просто большая и маленькая. Девочка примерилась к первым двум -не то. И Машенька легла в маленькую кроватку, которая оказалась впору, ей понравилось,  и она  безмятежно заснула.

Доводилось ли вам читать психлогические  анализы сказки Красная Шапочка ? Распространённая идея, что эта девчонка чуть ли не соблазняла волка и всё такое…простак волк, типа,  дал себя втянуть в интригу.

Поведение Маши тоже производит впечатление крайне вызывающего и так сказать заочное агрессивное заигрывание с  подходящим ей   кем-то(Мишуткой).

Вобщем, Машенька спокойно легла в чужую постель и спит.

Тут возвращаются  хозяева - три медведя. Они обнаруживают на столе потраву, старшие раздражаются, Мишутка  крайне расстроен - его  похлёбка съедена, стул сломан.  Не пообедав,  медведи  пошли в спальню-(спать?). Получается, что дело уже к ночи.  И что же они видят: кровати разворошены и помяты. Старшие медведи ревут от гнева. Тут Мишутка обнаруживает в своей  кроватке девочку и истошно  кричит.

Машенька проснулась и убежала. Догнать её  не удалось.

  Вообще-то девчонка забрела  к медведям потому что заблудилась. Так что ещё вопрос,  куда она  потом пошла, убежав во тьму внешнюю.

Но в целом - какая мораль напрашивается? А такая: человек несопоставимо круче зверей, ему(типа) можно как попало обращаться с имуществом  братьев наших меньших,  и всё это безнаказанно сойдёт с рук  венцу творения.

Насчёт иллюстрирования…Я сама не стану этот сюжет  рисовать: мне несимпатична главная героиня,  и сами три медведя как-то  глуповато смотрятся – такие все обиженные  мелкой  проказницей.

А как насчёт  предложить эту сказку для иллюстрирования  детям?

Да запросто.

Только несколько нюансов:

Как рисовать ЛЕС?

Дети  с четырёх годиков уверенно и неизменно рисуют деревья как треугольники  с ветками или как дорожные знаки-круг на столбе . Но вот за таким деревьями леса никогда не видно. Чтобы  рисовать лес нам ещё надо очень хорошо понять идею что мы можем  изображать ЗАСЛОНЕНИЕ(одних деревьев другими, вернее  одних кругов на столбах другими).

Второй нюанс-избушка. Да. Как  она выглядит? Три окна, брёвна, двускатная крыша, крыльцо и  всё это –В ПЕРСПЕКТИВЕ. Да! Мы, конечно,  всегда как должное принимаем то, что дети рисуют дома как плоские декорации - это условность и все с таким положением дел смиряются, как и с условно-зигзагообразными ёлками. Но если детям перспективу не объяснять ( СРАЗУ-иначе будут боооольшие проблемы с переучиванием) и не показывать способы изображения по законам перспективы, то  эти  плоские одномерные фасады  до окончания школы так и останутся их единственным представлением о том, как изображать жилища.

Как была одета Маша? Обычно дети рисуют в мини юбке и со встрёпанными длинными волосами.

Понятно. Значит,  снова-здорово, рассказываем что на Руси женщины ходили ТОЛЬКО с покрытой головой. Категорически никогда- простоволосыми. Мини юбки совершенно невообразимы были в те времена. Но и нынче  в лес с голыми ногами  вообще-то не ходят -крапивы, комаров и клещей и тогда и сейчас в лесу предостаточно.

Ещё  сложный для иллюстрирования момент-интерьер избы.

Я жила в избе один год и устройство избы вобщем-то представляю. В нашей избе  были сени с чуланом  и ОДНА комната с печью по центру. Стол и лавки для спанья - всё в одном помещении. Занавеска условно  отделяла ту часть, где готовили еду. Но спален-гостиных не было. Но вот  как устроена изба,  разделённая на комнаты,  я не знаю. Ну,    дети, тоже вряд ли  чётко знают.

Кстати, тут тоже сразу во весь рост встаёт проблема ПЕРСПЕКТИВЫ МЕБЕЛИ. Внятно изобразить столешницу или кровать не в плане или не в профиль –задача очень сложная. Да ещё заслонение. Ведь кровати-то стоят рядом и заслоняют друг друга, а не врассыпную или паровозиком.

Последний  из   спорных  моментов,  которые  я   вспомнила  навскидку  - медведи.  Они , видимо,  по сюжету сказки ходили на двух ногах. Но изобразить ДВИЖЕНИЕ  тут тоже нужно.   Придать какое-то положение  передним лапам. Поворот головы.  Косолапость. Дааа , эта троица тоже   не фунт изюму.  Да ещё  передать то, что они общались друг с другом, а не просто стояли  столбом, глядя в камеру…

Так то. А если ничего не объяснять и не учить, а просто  предположить, что у детей своё вИдение, то это будет самообман  и   тщета.  Дети нарисуют  беспомощно-однотипные картинки: это будут  искажённые смутные воспоминания об иллюстрациях из детских книжек и виденных  мультфильмах.

Я это к чему?  Давайте учить детей честно. Не пускать розовые пузыри умиления над (ни на что не похожими, а вследствие того традиционно  считающимися  непосредственно-оригинальными ) детскими картинками, а с малых лет объяснять  перспективу, анатомию и  рассказывать о традициях. И не будем пускать это на самотёк и надеяться, что  дети сами как-то так  это постигнут. Изучение всего этого  дело небыстрое.  Так и займёмся делом, а сложные темы вроде иллюстрирования сказок вполне могут подождать того времени, когда дети будут готовы к такой сложной работе.

Ещё об иллюстрировании сказок читайте:

Рукавичка

Гуси-лебеди

Репка

Козёл да баран

И- Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -"Изо" и "ручной труд" для детей по почте]-проблемы обучения детей  иллюстрированию лучше решать сообща.


Метки: , ,

Google+

ПлохоХорошоОчень хорошоОтличноСупер (голосов: <1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *