Узор в полосе: трава на берегу реки
Продолжаем разрабатывать необъятную и очень перспективную тему «узор в полосе». Для развития мелкой моторики рук и глазомера детей дорисовывание и самостоятельное составление различных узоров - просто клад.
Насчёт "узора в полосе" понятно, что нужна полоса. Её можно начертить (это облегчит построение) или вариант: нарисовать узор ровной строчкой на чистом листе без разлиновки и расчерчивания- вот это уже покруче.
Обычно я стараюсь при объяснении темы не давать сравнений, чтобы не путать учеников и не создавать у них мыслительные шаблоны типа «голова овальная», «ёлка треугольная». Но иногда я всё же отхожу от своих принципов: например, чтобы растормошить учеников и просто чтобы тема стала забавнее.
Узоры в полосе я рисую на узких полосках бумаги. Ну, не весь узор целиком, а только несколько первых элементов, чтобы показать форму, размер деталей и расстояния между ними. Ученики дорисовывают строчку. Дело,на первый взгляд, не очень-то и увлекательное. Однако ,когда всё это проходит под лозунгом: «На берегу реки…» дети, знаете ли, рисуют не просто охотно, а прямо с энтузиазмом. Типа игра.
Итак. Никаких предварений или попыток привязать условно-сказочную ситуацию. Просто заявляю, что на берегу реки росла трава! Р-Р-Р-овная, как газон и очень упитанная.
Вперёд!
Получившийся газон отражается в реке(если кто не вспомнил сразу-тихая подсказка: строчку можно ведь и начертить-вспомогательные линии,ограничивающие высоту травинок, очень помогают,а потом их можно и стереть).
Далее заявка: на берегу реки…эээ…вобщем, трава росла в воздухе, но держалась очень чётко в строю!
При этом дул устойчивый ветер и трава росла с постоянным наклоном:
На берегу реки среди травы росли …фонари!
Дети с интересом ждут следующую простенькую картинку с прибрежным содержанием. Пожалуйста: на берегу реки был не берег, а холм!
Ого! Да там вообще пересечённая местность:
В таких сложных условиях каждая травинка должна очень чётко продумать свою линию проведения!
На берегу реки был штиль: в спокойной глади вод вся трава отражалась чётко с сохранением размеров, но вниз головой:
(Это тема «симметрия»,но мы таких слов говорить не будем, чтобы не нарушать очарования ботанических изысканий.)
Растительность выстроилась в ряд:
И она тоже отражалась в реке:
На берегу реки росли травы и завитушки:
На берегу реки росли злаки и двудольные!
Я заметила,что чем более нелепое определение,тем интереснее рисовать и качество выполнения-выше.
И вот так можно минут за 10 в конце занятия, когда дети уже утомились, и развлечь их и очень даже с пользой заняться краеведческими изысканиями на берегу реки.
Впрочем, это только начало. Когда дети привыкнут и поймут условия этой игры, узоры усложним и динамики добавим. Но об этом расскажу в следующий раз.
Автор статьи Марина Новикова.
Ещё советую почитать по теме составления узоров:
Метки: составление узора, узор
Читайте также:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
У вас всегда очень интересные техники и занятия. Меня вот в свое время никто толком рисовать не учил. И я взрослый человек, до большей половины того, что я у вас вижу просто не додумалась бы.
я тоже,как посмотрю в интернет,так и вижу как мало я знаю и умею по сравнению с другими.