Вундеркинды
Кто такие вундеркинды?
Доводилось ли вам встречать в своей жизни вундеркиндов?
Может и доводилось , зависит от того, какой смысл вкладывается в это слово.
Вундеркинд (нем. Wunderkind, буквально — чудо-ребёнок), ребёнок, рано обнаруживающий крупные или даже феноменальные способности и склонность к тому или иному виду деятельности (см. Одарённость).
Это определение из БСЭ.
Коротко и ясно, но, если вдуматься, то опять нужны пояснения и определения.
Например, эти феноменальные способности должны быть признанными.
Знаете лимерик:
Жил мальчик вблизи Фермопил,
Который так громко вопил,
Что глохли все тетки,
И дохли селедки,
И сыпалась пыль со стропил.
В этом стишке описывается ребёнок, имевший такой тембр голоса, которым он мог убивать мелких животных, сильно повреждать крупных и и разрушать предметы.
Я думаю,что окружающие всячески старались не давать ему проявлять его таланты.
Хотя… если его родители были амбициозны, то, возможно, мальчика продвигали с помощью шоу типа «Минуты Славы».
Впрочем, это шуточный литературный персонаж.
Феноменальные способности у ребёнка я лично встречала в реальной жизни - наш сосед. Он вырос у меня на глазах и с ранних лет имеет удивительную способность запоминать всё связанное с цифрами и таблицами, причём, видимо, навечно. Он может наизусть рассказать вам летнее расписание электричек, действовавшее на станции Дизьмино в 2006 году. Представляете? Или чётко скажет, какие были расценки на стрижки в парикмахерской, закрывшейся ещё лет пять назад. Он это помнит и всё.
Его дар служит нам для развлечения: иногда забавно спросить, например, на какой день недели приходился бы мой день рождения в 1917 году? А получив мгновенный ответ, ахнуть и… сразу забыть что он сказал. А так применения этой его особенности больше то и нет. Может быть, если бы он взялся работать диспетчером или бухгалтером…? Но он не взялся.
Это я говорила о феноменальных и отчасти паранормальных способностях. Но в быту мы применяем слово «вундеркинд» обычно в значении, что у ребёнка выдающаяся одарённость в искусствах или науке.
………………………………….
Впрочем, начну по порядку.
Не так давно я получила очень доброжелательный и дельный совет – поработать над переосмыслением концепции нашего блога и сделать упор на то, чтобы помогать родителям вырастить вундеркиндов.
Если подумать, очень востребованный вариант должен быть.
И я стала думать.
Вообще то, моя основная работа «Развитие мелкой моторики рук и глазомера у детей» нацелена скорее на то, чтобы дети своевременно осваивали мануальные навыки, то есть я должна не допустить отставания развития, то переориентироваться на разработку программ по раннему и фантастическому развитию детей мне не показалось возможным. Но полученный совет не пропал втуне: я стала много размышлять над самим феноменом вундеркиндов.
А тут ещё довелось поучаствовать в конкурсе, посвящённом Дню Защиты Детей. Тоже много философских мыслей пришло в голову.
В сущности, маленьким вундеркиндом была я сама в смысле общественно-признанной одарённости. С раннего детства я очень хорошо рисовала и лепила. К тому же в те времена, когда детей начинали учить грамоте именно в школе с семи лет, моя бабушка научила меня читать уже в пять годиков.Тогда это произвело фурор.
Вобщем, я была признанной звездой нашего детского сада: хорошо же, когда есть ребёнок получающий призы в конкурсах и обеспечивающий приток грамот и дипломов. Меня хвалили до небес и под это дело требовали всё новых и новых побед. И ещё меня ставили остальным ребятам в пример. Интересно, что дети признавали это моё, провозглашённое взрослыми, превосходство – они отлично понимали, чего хотят воспитатели и подыгрывали. Во время соревнований по бегу на лыжах воспитательница пускала меня впереди всех, и я оскальзываясь и спотыкаясь ковыляла к финишу, а остальные дисциплинированно ждали, когда я займу полагающееся мне первое место. А потом весело бежали по освободившейся от меня лыжне. Ухх! Как вспомню, так вздрогну. Друзей у меня не было, да ещё настойчиво развиваемая гордыня не давала сближаться со сверстниками.
Как-то уже будучи взрослой, я разговаривала с девушкой, которая сказала, что в детстве терпеть не могла талантливых зазнаек и воображал , но при этом завидовала тому, что их хвалят и вообще жизнь у них в шоколаде. А я подумала: я знаю эту ситуацию ИЗНУТРИ. В шесть лет одним из основных моих чувств было: если я лучше всех ,то почему же мне так тоскливо?
В школе меня за вундеркинда не считали, и жизнь стала поспокойнее. Но момент уже был упущен – находить друзей я так и не научилась.
И, кстати сказать, в моём классе учился настоящий доподлинный вундеркинд. Ядерной физикой и астрономией он интересовался с первого класса и то, о чём он хотел говорить не было ни доступно ни интересно никому из его окружения. Родители его были обычными людьми и вряд ли были способны понять поддержать его устремления. Программы нашей престижной английской спецшколы были для него скучны, и он видимым образом тяготился необходимостью присутствовать на уроках . У этого пацана было явное горе от ума. Друзей у него не было. И, если меня за необычность в детском саду сверстники не наказывали, то этому пацану такой скидки от судьбы не вышло: его не любили и били. За гениальность ли , гордыню, непохожесть или за всё творчество в целом, не знаю. Факт, что на нём отрывались.
Рассказывать дальше?
Дальше я выросла и стала учительницей рисования . И тут мне встретился ещё один вундеркинд .Он был одарён вообще всесторонне. Учился на отлично по всем без исключения предметам, имел необыкновенное чувство юмора, рисовал мне на зависть, и при том был выдающийся спортсмен и активист. Я искренне благодарила судьбу, считая что для меня это подарок и урок – возможность общения с таким учеником. Мне иногда казалось- ВОТ ОНО! -и талант и счастливчик и чудесный характер.
И только годы спустя по нескольким скупым фразам я отчасти смогла осознать какой ценой давалась ему эта лёгкость, эта сверкающая многогранность .
Вот, я вам рассказала о нескольких детях, для которых неординарные способности были либо бесполезны, либо оказались нелёгким жизненным испытанием.
И , вот что скажу: когда моя знакомая родила дочку и взахлёб расписывала мне , какой судьбы она хочет для малышки, я не могла не согласиться с такими словами: пусть она будет обычная, простая, хорошая девочка, развитая и способная, но упаси господи –только не вундеркинд!
Действительно – если при существующем положении дел в обществе в большинстве своём выдающиеся способности приводят к тому, что детство несчастливое, а дальнейшая судьба сложная и странная, то не слишком ли это дорогая плата ?
Автор Марина Новикова.
Читайте ещё:
Детское творчество в условиях гиперопёки
Про применение детских поделок
Метки: философия
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки