Про цели и методичность обучения детей рисованию
Здравствуйте, товарищи!
Так как наш сайт хоть и нацелен в первую очередь на обучение детей, вернее на развитие мелкой моторики рук и глазомера у детей путём обучения рисованию, лепке и работе с бумагой, но так же это ещё и блог - так сказать дневник, на страницах которого мне хочется побеседовать с читателями, поделиться своими педагогическими сомнениями, спросить совета. А сомнений у учителей немало. Хотя, наверно, и не только у учителей. Я думаю, не найдётся таких людей, которые никогда не испытывают сомнений, всегда уверены в полной правильности своих действий. Меня, во всяком случае, сомнения одолевают часто, даже очень часто. Например, недавно я просила читателей рассказать, про домашние задания по рисованию.
А сегодня хочу поговорить о методике, вернее методичности занятий с детьми.
Прочитав урок рисования или моделирования из бумаги, читатели пишут комментарии, что урок хорош, и они обязательно сделают это с детьми, а я задумываюсь. Ну, во-первых, конечно, велика вероятность, что читателю просто понравился красочный урок, и обещание его выполнить продиктовано сиюминутным восторгом, нетерпением сердца, когда просто хочется сказать автору статьи что-то очень хорошее.
Но, может быть, кто-то и действительно, увидев подробный, хороший урок, проникается желанием приобщить сына или дочь – пусть учатся рисовать!
Однако, товарищи, тут я скажу так: если урок понравился вам, то вы и выполняйте. Дети-то тут при чём? Кому нравится, тот и пусть занимается.
Вот если бы ребёнок сам теребил вас и просил научить рисовать бизона или изготовлять модель белочки, то тогда понятно – целенаправленно искать в интернете нужные пособия, а затем вместе с ребёнком освоить бизона и белку. Это понятный и честный ход событий. Но если ребёнок не просил, а родитель, найдя интересный урок, решил позаниматься с ребёнком для его развития и пользы, то тут ещё стоит подумать - всё ли правильно?
Детей учат в школе: письмо, математика, рисование, технология – всё это обязательные предметы. Там не спрашивают, хочет ли ученик сейчас рисовать божью коровку или предпочёл бы петь, танцевать или просто гулять. Это обязательное, систематическое обучение в детском саду и в школе приводит к тому, что дети обычно безропотно обучаются, не задаваясь вопросами - хотят они этого или не хотят, и зачем всё это. То есть имеется закреплённый рефлекс – если взрослый хочет обучать чему-то, ребёнок покорно учится. Таков школьный подход. Причём, по идее, в детских садах и школе детей учат по программе. То есть имеется разработанная последовательность занятий, имеется методика, и всё это применяется в системе.
А каковы результаты обучения в школе? В общем случае - весьма умеренные. Массы детей пишут с ошибками, путаются в вычислениях и не умеют рисовать. И это при обучении по программам. Тут очевидно, что программы нуждаются в постоянной доработке, но они нужны! Для достижения результата, который требуется учителям, нужно методически обучать по плану. И, конечно же, знать с какой целью проводится обучение.
В дополнительном образовании картина практически та же: есть программа, и мы упорно и методично нарабатываем всякие навыки, а дети, опять же, принимают это обучение.
Другое дело – семья. Другое? Или то же самое, что и школа и детский сад?
Это я к тому, что найдя в интернете интересный и красивый обучающий урок, как бы здорово он ни выглядел, какой бы понятный ни был – подумайте – а надо ли? Готов ли ребёнок принять и усвоить?
Я не обсуждаю тот вариант, когда совместное рисование является поводом для дружеского общения и предоставляет возможность родителям выразить свою любовь к детям, сейчас речь об обучающем эффекте.
Так вот, если ребёнку дать выполнять урок из интернета, то он, скорее всего нарисует всё, что вы предложите как сумеет, и… всё. Или два… десять уроков. Дюжину поделок изготовит. Если это не его собственная инициатива, если не сам он хотел, а занятия предложены ему родителями, то особых перспектив тут нет. Это, знаете, как решить поизучать английский с наскоку. Допустим изучить букву F, затем выучить стишок: «ван-ван-ван, литл дог, ран!» Потом изучить букву D и начать распевать «хэппи бёсдей»… Вполне представляю, что по ходу заучивания стишков про тедди-беар, дети и родители замечательно проводят время и очень веселятся, но не стоит при этом считать, что получена польза в смысле изучения иностранного языка. Изучать надо систематически, методически от простого к сложному и в достаточных объёмах. А, главное, иметь цель. И чтобы она была целью ребёнка, а не навязана ему извне взрослым.
То же и с рисованием. Если вы хотите весело провести время и позаниматься чем-то с ребёнком, чтобы просто почувствовать общность и взаимопонимание – то совместное рисование отлично сближает. Но проводимые время от времени произвольно выбранные уроки разной степени сложности и осваиваемые бесцельно – особого эффекта не дадут. Что я подразумеваю под словом «бесцельно», а вот, если ребёнка учить рисовать слона или мангуста, или лыжника, чтобы получить слона, мангуста или лыжника, но при этом не учить основам - строению тела четвероногих и человека, способам передачи движения, перспективы, объёма, композиции… то хватанием верхушек художника не взрастишь.
Так, пожалуй, хватит. Тема очень большая, продолжу в следующий раз. А пока прошу читателей: расскажите в комментариях как и зачем вы занимаетесь с детьми. И кто является инициатором этих занятий – вы или ребёнок?
Автор Марина Новикова.
Читайте ещё:
Google+
Марина Новиковаподелитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки
Моя дочь берет лист бумаги, карандаши и рисует. Рисует что-то свое (ей 3 года) при этом рассказывает, что она нарисовала. Если мне надо что бы она нарисовала что-то конкретное, то тут я уже ей подсказываю.
И пусть рисование,лепка и другая изодеятельность будут вашей дочери только в радость.
Марина, конечно в вашем блоге даны уроки на профессиональном уровне. Я считаю, что это полезная и крайне нужная информация для тех, кто хочет развить художественные способности ребенка, да так, чтобы в будущем умение рисовать пригодилось в профессиональных сферах жизни. В этом случае методичность и последовательность очень важны. Что касается «верхушек» — иногда и их можно похватать, просто для расширения кругозора. Здесь последовательным быть необязательно.
Спасибо за то,что ответили на мой вопрос.
Так я собственно и не против бессистемного рисования -оно радует и развлекает,если его не навязывают,а сам ребёнок хочет. Я же просто хочу ,чтобы люди понимали -это именно для общего кругозора,и общего развития.Конкретно же рисовать (если цель рисовать) нужно учиться. Зависит именно от цели.