Изобразительное творчестводля детей

Про цели и методичность обучения детей рисованию

Здравствуйте, товарищи!

Так как наш сайт Handykids.ru  хоть и нацелен в первую очередь наобучение детей, вернее на развитие мелкой моторики рук и глазомера у детей путём обучения рисованию, лепке и работе с бумагой, но так же это ещё и блог - так сказать  дневник, на страницах которого  мне  хочется  побеседовать с читателями, поделиться своими педагогическими сомнениями, спросить совета. А сомнений у учителей немало. Хотя, наверно, и не только у учителей. Я думаю, не найдётся таких людей, которые  никогда не испытывают сомнений, всегда уверены в полной правильности своих действий. Меня, во всяком случае, сомнения одолевают  часто, даже очень часто.  Например, недавно я просила  читателей  рассказать, про домашние задания по рисованию.

А сегодня  хочу поговорить о  методике, вернее методичности занятий с детьми.

Прочитав урок рисования или моделирования из бумаги, читатели пишут комментарии, что урок хорош, и они обязательно сделают  это с детьми, а я задумываюсь. Ну, во-первых, конечно, велика вероятность, что читателю просто понравился  красочный  урок и  обещание его выполнить продиктовано сиюминутным восторгом, нетерпением сердца, когда  просто  хочется  сказать  автору статьи  что-то очень хорошее.

Но, может быть, кто-то и действительно, увидев подробный, хороший урок, проникается желанием приобщить сына или дочь – пусть учатся рисовать!

Однако, товарищи, тут я скажу так: если урок понравился вам, то вы и выполняйте. Дети-то тут при чём? Кому нравится, тот и  пусть  занимается.

Вот если бы ребёнок сам теребил вас и просил научить рисовать бизона или   изготовлять модель белочки, то тогда понятно –целенаправленно искать в интернете  нужные пособия, а затем вместе с ребёнком освоить бизона и белку. Это понятный и честный ход событий. Но если ребёнок не просил, а родитель, найдя интересный урок, решил  позаниматься  с ребёнком для его развития и пользы ,то тут ещё стоит подумать - всё ли правильно?

Детей учат в школе: письмо, математика, рисование, технология – всё это обязательные предметы. Там не спрашивают, хочет ли  ученик сейчас рисовать божью коровку или  предпочёл бы петь, танцевать или просто гулять. Это  обязательное, систематическое обучение в детском саду и в школе приводит к тому, что  дети обычно  безропотно обучаются, не задаваясь вопросами -  хотят они  этого или не хотят, и зачем всё это. То есть имеется  закреплённый рефлекс – если взрослый хочет  обучать  чему-то, ребёнок   покорно  учится. Таков школьный подход. Причём, по идее, в детских садах и школе  детей  учат  по программе. То есть имеется  разработанная последовательность  занятий, имеется методика, и всё это применяется в системе.

А каковы результаты обучения в школе? В общем случае - весьма  умеренные. Массы детей пишут с ошибками, путаются в вычислениях и не умеют рисовать. И это при обучении  по программам. Тут очевидно, что программы нуждаются в постоянной доработке, но они  нужны! Для достижения результата, который требуется учителям, нужно методически  обучать по плану. И, конечно же, знать  с какой целью проводится обучение.

В дополнительном образовании картина практически та же: есть программа, и мы упорно  и методично  нарабатываем всякие навыки, а дети, опять же, принимают это обучение.

Другое дело – семья. Другое? Или то же самое, что и школа и детский сад?

Это я к тому, что найдя  в интернете   интересный и красивый обучающий  урок, как бы здорово он ни выглядел, какой бы понятный ни был – подумайте – а надо ли? Готов ли ребёнок принять и усвоить?

Я не обсуждаю тот вариант, когда совместное рисование является  поводом для дружеского общения и предоставляет возможность  родителям выразить свою любовь к детям, сейчас речь об обучающем эффекте.

Так вот, если ребёнку дать выполнять  урок из интернета, то  он, скорее всего нарисует всё, что вы предложите  как сумеет, и …всё. Или два… десять уроков.   Дюжину поделок  изготовит.  Если это не его собственная инициатива, если не сам он хотел, а занятия  предложены ему  родителями, то  особых перспектив тут нет.  Это, знаете, как решить поизучать английский с наскоку. Допустим изучить букву F, затем выучить стишок: «ван-ван-ван, литл дог,  ран!»  Потом изучить букву  D и начать   распевать «хэппи бёсдей»… Вполне представляю, что по ходу  заучивания стишков про тедди-беар, дети и родители замечательно проводят время и очень веселятся, но не стоит при этом считать, что получена польза в смысле изучения иностранного языка. Изучать надо систематически, методически от простого к сложному и в достаточных объёмах. А, главное, иметь цель. И чтобы она была целью ребёнка, а не навязана ему извне взрослым.

То же и с рисованием. Если вы хотите весело провести время и позаниматься чем-то с ребёнком, чтобы просто почувствовать общность и взаимопонимание – то совместное рисование отлично сближает. Но проводимые время от времени произвольно  выбранные  уроки разной степени сложности и проводимые бесцельно – особого эффекта не дадут. Что я подразумеваю под словом «бесцельно», а вот, если  ребёнка учить рисовать слона или мангуста, или  лыжника, чтобы получить слона, мангуста или лыжника, но при этом не учить  основам - строению  тела четвероногих и человека, способам передачи движения, перспективы, объёма, композиции… то  хватанием верхушек   художника не взрастишь.

Так, пожалуй, хватит.  Тема очень большая, продолжу в следующий раз. А пока прошу читателей: расскажите в комментариях как и зачем вы занимаетесь  с детьми. И кто является инициатором этих занятий – вы или ребёнок?

Автор  Марина  Новикова.

Читайте ещё:

Про подарки

Про пазлы

Про  вундеркиндов

Применение детских поделок

Про гиперопёку

Техника безопасности


Метки:

Google+

ПлохоХорошоОчень хорошоОтличноСупер (голосов: <1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями - нажмите на социальные кнопки

Комментарии

  1. Светлана

  2. Елена

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *